Знаете ли вы, что такое дрейф через тысячекилометровые просторы Полярного бассейна и отчего он происходит?

Дрейфом моряки называют передвижение судна не по своей воле. Дрейф может захватить любой пароход даже на чистой воде, если у него случится поломка машины или винта. Ветры и морские течения увлекают тогда беспомощный корабль и заставляют его передвигаться на морской поверхности самыми неожиданными зигзагами. То же происходит и с полярными льдами. Эти льды движутся в Арктическом бассейне в строго определенном направлении, что, например, позволило заранее предугадать путь плененного «Г. Седова».

Ежегодно в Северный Ледовитый океан вливается около 5 000 000 000 000 кубических метров речных вод с континентов Азии, Европы и Америки. Через Берингов пролив в Полярный бассейн поступает еще около 30 000 000 000 000  кубических метров тихоокеанской воды. Наконец, свыше 100 000 000 000 000 кубических метров теплой атлантической воды дает могучий Гольфстрим — крупнейшее океанское течение на земном шаре.

Куда деваться такой массе воды? Для нее есть только один выход — широкий коридор между Гренландией и Шпицбергеном. Через этот пролив устремляется так называемое Восточно-Гренландское течение, выносящее воду обратно в Атлантический океан. Поэтому-то в Полярном бассейне и установилось постоянное течение с востока на запад.

Преобладающие ветры дуют в том же направлении, они усиливают грандиозный дрейф арктических льдов.

Когда дрейф «Г.Седова» был  близок к концу

Проведя научные работы исключительной ценности, отстояв корабль от полутораста ледовых атак и совершив за двадцать шесть с половиной месяцев величайший полярный дрейф протяжением 5050 километров, седовцы вышли победителями из борьбы с суровой стихией.

Лишь только поступили с севера первые сигналы о том, что дрейф «Г.Седова» близок к окончанию, партия и правительство приняли меры к скорейшему освобождению его изо льдов. Из Мурманска навстречу труженикам полярного моря вышел один из самых мощных в мире ледоколов — «Иосиф Сталин». Много усилий пришлось приложить флагману арктического флота, чтобы в зимних полярных условиях добраться до героического корабля. В полдень 13 января 1940 года «Иосиф Сталин» пробил последний километр ледяных полей и подошел к борту «Г. Седова».

Долгий дрейф был закончен. «Г. Седов» под собственными парами прошел за флагманом на чистую воду и взял курс на советский порт. Если бы Георгий Яковлевич Седов, исследователь и герой, был бы жив, он испытал бы чувство законной гордости и за корабль, и за страну, не оставившую своих сынов в беде.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты