За счет чего же достигается это качество?

Наряду с повышенной мощностью машин большую роль тут играет форма корпуса. У эскадренных миноносцев корпус имеет необычайно острые обводы; длина такого корпуса превосходит ширину больше чем в десяток раз. С помощью электросварки, применяя легкие материалы, инженеры стремятся всемерно облегчить его корпус и всю полученную экономию бросить на усиление главных машин. Пределом тут является, конечно, необходимая прочность; как раз для быстроходного корабля открытого моря она должна быть особо большой.

В погоне за высокой скоростью в Англии выпустили корабль с чрезмерно облегченным корпусом, но во время маневров корабль переломился на волне. Такой же случай произошел в 1915 году при испытаниях в Куришгафе немецкого корабля, который должен был превзойти по быстроходности наш «Новик». Эсминец переломился на волне, которую сам создал.

Носовую часть корпуса эскадренного миноносца делают очень высокой для того, чтобы улучшить мореходность корабля. Высокий и длинный полубак дает возможность удобнее разместить экипаж, он же отражает встречные волны и тем самым препятствует заливанию носовых орудий водой. На нашем флоте даже при постройке корабля—эсминца, до предела насыщенного громоздкой боевой техникой, где дорог каждый метр пространства, — стремятся всемерно улучшать бытовые условия команды. Для хранения продовольствия есть собственный ледник — рефрижератор; маленький опреснитель подает до 40 тонн воды в сутки (для котлов и на бытовые нужды).

Главные механизмы отнимают целую треть водоизмещения эскадренного миноносца. Скорость хода в 36—38 узлов требует от них колоссальной мощности; она мало чем уступает силе машин крупного крейсера. Мощность двух эсминцев равна мощности всей Свирской гидроэлектростанции. Можно сказать: корпус миноносца — это легкий футляр для размещения внутри его паровых котлов и турбин.

Эскадренные миноносцы обладают могучим торпедным оружием. Современная торпеда по дальности действия соперничает с пушками средних и мелких калибров. Она несет больший заряд, чем самый крупный снаряд артиллерии. И главное — производит разрушения в подводной части корпуса. При попадании в цель торпеда делает огромные пробоины; они часто выводят корабль из строя, на многие месяцы ремонта, а порой ведут и к полной гибели его.

При увеличении калибра снаряда быстро растет вес пушки. Еще быстрее растут размеры корабля, на котором ставят такие пушки. Чтобы выстрелить 406-миллиметровым снарядом, необходимо орудие, которое вместе с опорой и броней весит больше, чем целый маленький корабль; для выпуска же любой торпеды достаточно легкой трубы, а сама она весит около 2 тонн. Вот почему оказалось возможным столь удивительное накопление боевой мощи на современных эскадренных миноносцах, подводных лодках и торпедных катерах.

Существенным недостатком торпеды является ее малая скорость. Многие современные боевые корабли приобрели скорость большую, нежели может она дать. Это делает торпедную атаку сомнительной при большом расстоянии до цели; другое дело — когда подводный снаряд удается выпустить с короткого расстояния.

Чтобы добиться попадания вопреки движению противника, на эскадренные миноносцы ставят многотрубные торпедные аппараты, группируя трубы по четыре и даже по пять штук на каждой вращающейся платформе. Это дает возможность производить торпедные залпы или вести стрельбу очередями, с заранее установленными интервалами, как выпускают пули из автоматического оружия. На некоторых эскадренных миноносцах число торпедных труб достигает шестнадцати.

Великая Отечественная война показала, что такое торпедная атака современных надводных кораблей.

Стало ясно, что, как ни развилась торпедоносная авиация, обычный эсминец может еще найти достаточно благоприятных случаев, когда его действие будет более успешным.

Но в то же время торпедная атака на боеспособную, должным образом охраняемую, эскадру — дело крайне сложное. Это доказал бой у мыса Матапан в Средиземном море.

Итальянские эскадренные миноносцы сделали там попытку напасть на три линейных корабля противника. Освещенные прожекторами вражеских миноносцев, они были встречены жестоким заградительным огнем линейных кораблей. Три эсминца были уничтожены сразу, а линейные корабли, уклоняясь от торпед, не получили ни одного попадания.

Управление артиллерийским огнем на современных эскадренных миноносцах производят с поста центральной наводки ЦН; применяется на них и автоматическая наводка орудий на цель с помощью электрической энергии. Пост ЦН, расположенный над командирским мостиком, снабжен дальномером, с разнообразными прицельными приборами и радиолокационной антенной. Главная артиллерия новейшего эскадренного миноносца вполне «универсальна», это значит, что она способна вести обстрел и надводных и воздушных целей. Калибр ее орудий достигает даже 150 миллиметров. Более тяжелая артиллерия для эсминцев уже невыгодна; ее присутствие ведет одновременно к понижению и быстроходности корабля и его скорострельности.

Обычно главные орудия эскадренных миноносцев устанавливают в башнях, как на крупных кораблях. Они стреляют снарядами весом в 20—30 килограммов, производя до 12 выстрелов в минуту. Сильна и специальная зенитная артиллерия эсминца. Четырехствольные и одноствольные пушки-автоматы стоят на его палубе в таком количестве, что корабль может образовать огневую завесу из 500 штук килограммных снарядиков, выпускаемых за каждую минуту. Это настоящая огневая шапка, вдруг возникающая в воздухе.

Эскадренный миноносец всё еще остается опасным врагом подводной лодки. Так же, как и специальные противолодочные корабли, он имеет на борту обычно 60—100 глубинных бомб. Такие бомбы взрываются на заданной глубине с помощью детонатора — остроумного прибора, приводимого в действие самим давлением водной толщи над ним.

Как только обнаружена подводная лодка, эсминцы полным ходом устремляются ей навстречу. Вот они достигли того места, где, по-видимому, находится подводный враг. Глубинные бомбы сбрасываются с палубы на ходу. Для этого в корме и на бортах есть бомбосбрасыватели и особые метательные орудия, дальность действия которых достигает 50 метров. Глухо звучат подводные взрывы. Вырастают шапки вспученной воды.

Иногда эсминцы несут и четвертый вид оружия — мины. Запас их на борту может доходить до шестидесяти штук. В этом случае корабль становится действительно «миноносцем».

Эсминец, естественно, не принадлежит к числу особо прочных и выносливых кораблей.

Он не имеет брони, если не считать постов управления огнем, командирских рубок и широких щитов на орудиях, изготовляемых из пуленепробиваемой стали (новейшие корабли этого класса имеют бронированные орудийные башни). Таким образом, от потопления его защищает лишь система водонепроницаемых отсеков внутри корпуса. Попадания крупных снарядов и торпед влекут поэтому для крупного корабля тяжелые последствия, но далеко не всегда гибельны для корабля. Во многих случаях, когда — экипаж отлично обучен борьбе за живучесть, эсминцы, наскочившие на мину, остаются наплаву и даже сохраняют малый ход.

Эскадренные миноносцы больше, чем какие-либо другие корабли военно-морского флота, находились в море и принимали участие во всех видах боевой деятельности в годы второй мировой войны. Линкоры похожи на стальные города или на громадные фабрики, несущие уничтожение. Авианосцы — это плавучие аэродромы. Даже крейсеры являются большими арсеналами тяжелых машин; но эсминец — воплощение ловкости, силы, подвижности и неустанной деятельности. Эсминец всегда готов к действию. Вода под его кормой кипит подобно водопаду. Он может пронизывать волны со скоростью до 40 узлов, накрывая себя самого каскадами белой пены. Он разворачивается, вступает в бой, несется по морю, разбрасывает глубинные бомбы, поражает снарядами, вторгается в линию противника. Таков эсминец!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты