Ходкость, непотопляемость

А. Н. Крылов рассказывает такой случай.

Будучи однажды в Англии в командировке, он плыл на английском корабле. Отличное судно было, по всем признакам, в порядке, но ход его был непростительно мал. Это заинтересовало великого знатока кораблестроения.

Зайдя в контору, которой принадлежал корабль, он увидел там его модель размером в одну сотую натуры. На модели Крылову бросилось в глаза, что у судна непомерно велик винт. Он посоветовал старому владельцу парохода при первой возможности срезать лопасти винта на 20 сантиметров.

Судовладелец очень удивился, но, наведя справки о Крылове, рискнул довериться его поразительному глазомеру. Винт был уменьшен, и корабль стал ходить на два с лишним узла быстрее.

Его ходкость возросла.

Когда этот судовладелец узнал, что А. Н. Крылов вновь приехал в Лондон, он разыскал русского моряка и спросил: как тот мог определить болезнь его судна на глаз, да еще по модели!

— Я тридцать два года читаю «Теорию кораблестроения» в Морской Академии в Ленинграде, — просто ответил Крылов.

Он знал, от чего зависит ходкость судна.

Ходкость — одно из важнейших мореходных качеств корабля. Это слово на языке моряков означает способность судна получить наибольшую скорость при наименьших затратах движущей судно энергии.

На ходкость влияют, каждое по-своему, и сопротивление воды и ветра (а они зависят от формы корпуса), и мощность судового двигателя, и устройство гребного механизма. Чтобы определить ходкость судна, надо учесть все эти влияния. Кажется немыслимым сделать это. И тем не менее это выполнено человеком.

Выдающийся русский ученый В. И. Афанасьев в конце прошлого века много лет изучал работу морских двигателей. Он был непременным участником всех испытаний новых судов «на мерной миле». Афанасьев и определил общие законы движения судов задолго до появления работ иностранцев Фруда и Тейлора. В 1889 году была обнародована знаменитая «формула Афанасьева». С помощью ее стало возможно выбирать для корабля, находящегося еще в проекте, и самую выгодную мощность двигателя, и лучшие «обводы» корпуса, и размер винтов. Стало возможным даже заранее рассчитывать, сколько понадобится угля на час пути при любой скорости судна.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты