ВОЕННЫЙ ФЛОТ. ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ

Еще во времена гребного флота основным ядром военно-морских сил стали наиболее крупные, сильно вооруженные корабли. Когда встречались в боях две воюющих эскадры, такие суда выстраивались друг против друга тесной кучей, сближаясь для таранных ударов и абордажа. Сражение складывалось из отдельных поединков между столкнувшимися кораблями.

Таким образом, морской бой быстро переходил в беспорядочную свалку кораблей, и командующий эскадрой вскоре терял управление сражением. Он схватывался с ближайшим противником наравне с командирами других судов. Кто победил в бою, — об этом выяснялось только в конце его.

Пушки в XVI веке всё еще были настолько несовершенны, что артиллерийским огнем редко удавалось решить исход морского поединка; ими подготавливались лишь условия для успешной рукопашной схватки на палубах. Дело в том, что после первого залпа проходило слишком много времени — корабли сближались вплотную раньше, чем успевали снова зарядить орудия. Поэтому кроме матросов, управляющих парусами, и комендоров, стрелявших из пушек, команда кораблей состояла из большого количества солдат абордажного боя.

Моряки искали и, наконец, нашли взамен пушек другое весьма действенное оружие для разгрома и уничтожения неприятельского флота. Появились брандеры — небольшие суда, груженные горючими веществами. Пущенные по ветру или управляемые смельчаками-рулевыми, они, пылая, быстро подходили вплотную к своим мишеням — неприятельским кораблям, зажигали их или заставляли выходить из боя. Надо помнить, что боевые суда строились в те времена из сухого просмоленного дерева; они воспламенялись, как спички.

Нужно было срочно найти средства для их защиты от страшных огненосцев-брандеров.

Решение этой задачи оказалось необычайно простым и сильно действующим. Вместо толпы судов адмиралы начали выстраивать свои корабли гуськом, в одну линию, и в этом порядке вели их в бой. Вытянувшись в такую линию баталии (боя), корабли плыли на дистанции до сотни метров один от другого. Это позволяло удобно маневрировать, уклоняться от столкновения с брандерами, пропускать мимо пылающие суденышки без вреда для своих кораблей.

При новом боевом строе, к тому же, стало проще управлять движениями флота, вести стрельбу по неприятельским кораблям из всех пушек на борту, оказывать помощь своим кораблям, попавшим в беду.

Такой строй — «кильватерная колонна» — был признан самым выгодным. При этом порядке корабли представляли собою менее удобную мишень для врага, чем когда они шли рядом.

Но ведение боя в линейном строю вызывало необходимость сократить количество кораблей в эскадре; иначе колонна растянулась бы на несколько километров. Пришлось усилить вооружение каждого судна, а это повело к увеличению размеров корпуса. Водоизмещение линейного корабля Петровского времени «Лесное» достигало уже полутора тысячи тонн, а количество команды — семисот человек. Спустя сто лет крупнейшие деревянные «плавучие крепости» имели водоизмещение до 4 500 тонн.

Так и появился класс линейных кораблей, то есть судов, предназначенных для боя в линии баталии, — самых мощных боевых единиц военно-морского флота.

Во времена парусного флота это были двух-трехдэчные (с двумя и тремя пушечными палубами) высокобортные корабли. Их артиллерия состояла из сотни и более орудий, выстроенных в линию на палубах по обоим бортам. Стволы пушек выглядывали наружу из отверстий — «портов», прорезанных в бортах.

Во времена пара и брони то же название унаследовали крупнейшие корабли, защищенные наиболее надежной броней и вооруженные сильнейшей артиллерией. Это были уже «броненосцы».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты