ВЕСЛО И ПАРУС

Корабли древности были главным образом гребными. Хотя на судне и устанавливалась одна мачта с четырехугольным «прямым» парусом на длинном рее, но пользовались им только при попутном ветре. Древние моряки лавировать, то есть маневрировать так, чтобы добиваться продвижения вперед при встречном ветре, не умели. Не знали они и способа уменьшать поверхность паруса — «брать рифы», то есть подвязывать нижнюю часть паруса. При изменении силы ветра малый парус просто заменяли большим, и наоборот.

Главной движущей силой корабля была мускульная сила человека. Известно, что она равна приблизительно одной десятой лошадиной силы. Следовательно, на современном небольшом речном пароходе машина мощностью в 100 лошадиных сил заменяет тысячу древних гребцов.

Понятно, что такого числа «живых моторов» суда древности не имели и иметь не могли. И всё же необходимость уместить на сравнительно коротком судне как можно больше Двигателей-людей заставила сажать их в два и три яруса. Поэтому наряду с «униремами», то есть обычными судами с одним рядом весел, появились вскоре «биремы» — двухрядные, и «триремы», или «триеры» — трехрядные суда.

Большие триремы, водоизмещением в 100 тонн, вмещали до 200 гребцов и воинов. В верхней части, вдоль всего борта, триера имела выступающую за борт палубу — площадку «транос». На краю такой площадки и ставили уключины верхнего ряда самых длинных весел; ими управляли гребцы «траниты». Над ними пристраивали навес из бычьих шкур, — защиты от стрел и камней врага. Средний ряд весел проходил через отверстие в борту на уровне палубы. Гребцы этого ряда назывались «зигитами». Нижний ряд гребцов — «таламиты» — сидел в трюме и действовал самыми короткими веслами.

Все гребцы работали одновременно только во время боя. Обычно же они разделялись на вахты; поэтому трирема могла идти в течение всего дня со скоростью не более чем в три узла. При хорошем попутном ветре трирема делала под парусами пять и больше узлов.

Один узел — это скорость судна в 1 морскую милю (1,852 километра) в час.

Со временем опыт подсказал строителям, как увеличить скорость судов, — их стали строить длинными и узкими. Так удавалось уменьшить сопротивление воды и разместить больше «живых двигателей».

Таковы были боевые корабли древности. Само сражение на море состояло в том, что триремы сближались, сходились борт к борту, сцеплялись, и воины начинали рукопашную схватку, как на суше. Такую схватку спустя столетия стали называть абордажным боем.

Единственным наступательным оружием униремы или триремы в те далекие времена был таран. В носовой части корпуса помещали выдвинутое вперед заостренное бревно, окованное металлом. Позднее появились тараны бронзовые и железные, которым придавали самые разные формы: кабаньих голов, орлиных клювов, бычьих рогов. Иногда ставили перед форштевнем даже два и три тарана — один над другим.

Таранами удобно было ломать весла у неприятельского судна. При повторном нападении на уже беспомощного врага стремились нанести удар в корму и потопить корабль.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты