Старый путеводитель: Кама — от Перми до устья

В 6-ти км от Перми через Каму перекинут ажурный, кружевной мост Пермской железной дороги. Построен в 1899 г., имеет восемь пролетов, длина 900 метров. Правый берег Камы за Пермью является дачной местностью пермяков. Роскошный сосновый бор близ Нижней Курьи – дачный поселок с домами отдыха и детскими коммунами. Сообщение с Пермью поддерживается дачными пароходами (14 км). От Перми до первой пристани транзитных пароходов – Нытва (правый берег) 101 км.
Берега Камы на этом плесе красивы, покрыты высокими холмами, встречаются ель, пихта. В 8 км от пристани Нытва расположен железоделательный завод и станция Нытва Пермской железной дороги (линия Нытва – Чайковская – Пермь). В 1907 г. выше Нытвы был остановлен почтовый пароход «А.С. Любимова» (ныне «Печора») и ограблена шедшая с ним почта знаменитым Лбовым. Следующая пристань – живописное село Таборы. Пристань обслуживает ряд заводов, расположенных в окрестностях (Очерский, Павловский и Зюкайский). Немного ниже небольшой городок Оханск, до войны отсюда грузились, главным образом для отправки за границу, яйца. Далее пристань Юго-Камского железоделательного завода, находящегося в 8 км от Камы. Юго-Камский завод – родина И.Н. Березина – профессионального ориенталиста. Затем пароход останавливается у Беляевки. Пристань отправляет – рожь, овес, яйца. Имеется краеведческий кружок. В 20 км отсюда, на левом берегу Камы, находится районный город Оса, входящий в состав Сарапульского округа Уральской области. Жители занимаются скипидарным, тележным промыслом и производством мочалы и рогож. Есть два кожевенных и лесопильный завод. Оса основана в 1591 г. Имеется общество изучения местного края и естественно-исторический музей. Ниже около Частых (правый берег) Кама разделяется на несколько рукавов, судовой ход проходит по правой, весьма узкой, воложке с обеих сторон которой устроены семафоры, указывающие днем сигналами, ночью цветными фонарями – занят или свободен ход. У нижнего конца воложки пристань Частые — имеет паровую мельницу, вывозит хлеб и кудель. Следующая остановка Елово – хлебная пристань. Толстик – так же вывозит хлеб. В 41 км отсюда Галево (правый берег) пристань Воткинского судостроительного завода, выпустившего на Волгу и Каму немало пароходов. Воткинский завод соединяется железнодорожной веткой с Московско-Казанской железной дорогой. В Воткинске родился композитор П.И. Чайковский. Галево расположено у крутой горы, заросшей лесом. Красива отсюда Кама, оба берега ее принимают горный характер. Крутые обрывистые холмы сплошь заросли густым лесом, в котором как свечи стоят остроконечные пихты. Встречается сибирская лиственница (ниже Костовацких гор). Следующая пристань Сайгатка (левый берег). Лесорильный и маслобойный заводы, хлебная пристань, за ней Гольяны (правый берег), ныне Раскольниково, бывшая пристань Ижевска, с включением Ижевска в железнодорожную сеть утратившая свое значение. В 33 км от Гольян, располагается город Сарапул (правый берег). Сарапул красиво расположен на крутой горе, живописно спускающейся к долине р. Сарапулки. В городе кожевенные, канатный, краскотерочный, чугунно-литейный, механический и масло-олифный заводы. Строится механическая фабрика обуви. Имеется окружное бюро краеведения, окружной научный музей. Есть несколько техникумов. По городу автобусное сообщение. По всей Каме славится черный хлеб сарапульского производства. Точное основание города неизвестно. До конца XVIII века здесь было богатое дворцовое село, в 1780 г. Сарапул был сделан городом. Слово Сарапул древне-чувашское означает стерлядь. Ныне Сарапул входит в качестве окружного города в Уральскую область. Уроженцы Сарапула художник П.П. Беркутов и зоолог Л.К. Круликовский. Из окрестностей Сарапула интересен хвойный лес, находящийся в западной стороне города. За Сарапулом Каму пересекает мост Московско-Казанской железной дороги.

Следующая пристань Камбарка (левый берег ), ст. Московско-Казанской железной дороги – производство телег, тарантасов, веялок, колес, близ села — Камбарский завод, бездействующий, основанный в 1761 г. Демидовым. В 18 км Николо-Березовка (левый берег) – хлебная пристань, имеется лесопильный завод, паровые мельницы. Следующая пристань Каракулино (правый берег) ведет крупную хлебную торговлю через кооперативные, государственные организации. В 16 км от Каракулино, в Каму впадает с левой стороны р. Белая. Против устья с. Чеганда (правый берег). Здесь в отвесных берегах находятся глубокие интересные пещеры, вблизи которых находится Чегадинское городище. В 22 км отсюда с. Красный бор, бывший Пьяный бор, (правый берег) — ведет крупную хлебную торговлю. Пересадка пассажиров на Бельские пароходы. В 35 км отсюда расположен курорт Варзиятчи (грязевые ванны). Следующая пристань – Мензелинск. Город расположен в луговой стороне вдали от Камы на реке Мензели (притоке Ижа). Далее в Каму впадает река Иж (225 км). В верховьях Иж расположен г. Ижевск. Ниже против впадения в Каму Ика – пристань Икское Устье (правый берег). Близ Икского устья – Ижевский минеральный источник. В 19 км от него на повороте Камы, расположен химический завод бывший Ушкова. Около пристани Тихие Горы (правый берег) начинается удивительно красивый лес, по правому берегу Камы. Ниже на левом берегу крупная пристань Береговые Челны с огромным хлебным элеватором, несколькими мельницами и амбарами. В 12 км от них г. Елабуга (правый берег) – с населением 12 тыс жителей. Торговля хлебом. В Елабуге родился И.И. Шишкин (известный пейзажист), похоронена знаменитая в свое время одна из первых русских писательниц кавалерист-девица Н.А, Дурова. Настоящий город создался в 1780 году, ранее здесь было село. Подле пристаней сохранился памятник древне-болгарской культуры развалины «Чертова городища» с круглой башней. Башня восстановлена елабужскими жителями по почину Шишкина (отца художника). Немного ниже Елабуги обращает внимание живописнейший уголок Камы – великолепное имение бывший Стахеев «Святой ключ» (левый берег), ныне «Красный ключ» – дом отдыха водников. Пароходная пристань. В 30 км ниже в Каму справа впадает р. Вятка, пристанью для нее служит с. Соколки (правый берег). Далее пароход останавливается у Камских полян и Берсута – хлебные пристани. Затем в 34 км остановка у Чистополя (левый берег) – кантон татарской республики 18 тыс. жителей. Имеются мельницы, кожевенный и механические заводы. Есть несколько техникумов. Город находится довольно далеко от пристаней, у пристани расположен липовый парк, имеется затон. Время основания Чистополя неизвестно. С 1781 г. Чистополь стал городом. В городе есть несколько гостиниц. В Чистополе родился Бутлеров А.М. (химик). В окрестностях встречаются залежи асфальта, кости мамонта. Левый берег ниже Чистополя богат археологическими остатками, их много близ Савина городка, Мурзихи и особенно между Лаишевым и Мурзихой, близ с. Шурана (правый берег), прославившегося подвигами авантюриста капитана Нормацкого А.П., величавшего себя герцогом Нармацким (XVIII век). Отряды этого «Камского рыцаря» долгое время грабили суда на Каме. Следующая пристань Рыбная слобода (правый берег). Жители занимаются ювелирным промыслом, плетением кружев и рыболовством. Изготовляются ободья, кули, дуги. В 18 км отсюда Мурзиха (левый берег) – хлебная и лесная пристань. Следующая и последняя пристань на Каме Лаишев (правый берег). Город основан в XVI веке. Около города нередко выпахивают древние вещи, различные оружия, насчитывающие несколько веков. За Лаишевом берега Камы низкие, кругом бесконечные луга, здесь Кама разбивается на рукава и становится уже. В Волгу она впадает двумя рукавами на 909 км от Перми. Темные с металлическим отливом камские воды рельефно отделяются от мутно-желтых вод Волги. Километров 200 идут они по Волге отдельной резкой полосой. По этому поводу имеется немало легенд, утверждающих, что ниже слияния Камы с Волгой, река должна называться Камой, а не Волгой (такое же мнение существует по поводу Оки – Рагозин «Волга»). В связи с этим интересно отметить, что рыба, идущая с низовьев Волги, обыкновенно направляется в Каму, многие породы рыб, общие для Камы и Нижней Волги, не попадаются в Волге выше Камского устья. Камские пароходы почтовой и пассажирской линий с Камы поворачивают вверх по Волге и идут: почтовые до Рыбинска, пассажирские до Кинешмы. Пассажиры, едущие с Камы на Нижнюю Волгу, пересаживаются в Казани или Нижнем, т.к. на пристани Камское устье классным пассажирам (I и II Кл.) трудно достать каюты на Астраханский пароход. В последние годы перед германской войной предполагалось создать пассажирскую беспересадочную линию Пермь – Астрахань. Ныне ВГРП имеет лишь товарную линию, один раз в неделю, от Перми до Астрахани.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты