Спуск нового корабля

Наконец наступает самый ответственный момент для строителей, — спуск нового громадного боевого корабля.

Колоссальное тело корабля возлежит на множестве деревянных «подушек» большой толщины и прочности; их называют «кильблоками». На этих опорах и строился гигант.

В последние недели к ним прибавили с обоих бортов еще могучие, тоже деревянные, балки — «упорные стрелы».

Корабль лежит на покатой горе, кончающейся в воде бухты, — это и есть «стапель». Под стальным корпусом можно заметить прямой настил, пару деревянных дорожек, на которых — неподвижные до поры до времени — покоятся спусковые «салазки».

Корабль почтительно поддерживается на них «подбрюшниками» и «копыльями». Наступит миг, и огромная тяжесть по велению человека переляжет на салазки с кильблоков.

Кильблоки неподвижны, салазки способны к движению. Прежде чем пуститься в дальние плавания по воде, морской титан должен единственный раз в жизни стремительно промчаться по суше. Он проходит сейчас сухопутную стадию своего существования.

Во всем мире принято спускать корабли кормой вперед, и это имеет свои основания. Однако случается, что некоторые суда спускают и бортом вперед. Получается так называемый «поперечный спуск» корабля на воду. В последние годы изобретен и самый новый способ; при нем никакого спуска, по сути дела, совсем нет; судно сооружается в доке. В этом случае не корабль спускают на воду, а, так сказать, море «подпускают под корабль. Это и легче, и безопаснее: риск операции спуска доныне очень велик.

Подумайте сами: задача состоит в том, чтобы передвинуть на расстояние в сотни метров, перенести с суши на воду стальную громаду весом в десятки тысяч тонн.

Случалось кое-где в мире, что спуск заканчивался аварией. Так, в Германии до Великой Отечественной войны линейный корабль «Гнейзенау», лежащий теперь на дне у польского порта Гдыня, не успели затормозить цепями, когда он скользнул на воду. Громадина со всего хода ударилась о набережную противоположного берега. Хорошо еще, что дело кончилось только развороченной кормой…

Однако судостроительные доки, о которых было сказано, только начинают применяться. До сих пор чаще всего всё еще приходится идти на риск при обычном «продольном спуске».

… Лица инженеров торжественны и озабочены с самого утра. Может произойти самое неожиданное, а здесь неожиданное необходимо предвидеть!

Может случиться так, что страшное трение (хотя несколько тонн сала покрыли толстым слоем спусковые дорожки) не позволит кораблю тронуться в путь под естественным влиянием силы тяжести. На этот случай возле корпуса размещены специальные домкраты-толкачи. Если их усилий не хватит, — в дело вступят мощные лебедки: они сдвинут судно с «мертвой точки».

Приближается волнующий момент.

Ровно в назначенный час раздается короткая команда. И в тот же миг всё приходит в действие. Спуск начался!

Слышится приказание: «Кильблоки долой!» Затем: «Кормовые стрелы долой!» Потом: «Носовые — долой!» С особым шипением приходят в действие механизмы, освобождающие спусковые гидравлические «курки».

И вот громада корабля, наконец, двигается с места. Десять сантиметров… Пятьдесят… Два метра… Быстрее, быстрее… Гора катится, гора летит…

Сало пузырится и кипит под чудовищным брюхом. С треском и визгом ломается, как спичка, случайно подвернувшийся толстейший деревянный брус спускового устройства… Неистово грохочут тормозные цепи, стремительно несущиеся вслед за гигантом вниз по стапелю. Корма корабля врезается в воду. Пенные волны разбегаются по реке. Подобно невообразимо огромному плугу, корпус режет волны и брызжет фонтанами воды. Новорожденный морской житель погрузился в родную стихию. Маленькая булавка тонет, а десятки тысяч тонн металла плывут!

Крошечные рядом с ним, но деловитые, смело приближаются к колоссу буксиры. Они возятся у его бортов, забрасывают буксирные тросы, пыхтят. И, подчиняясь их усилиям, громада неохотно, неторопливо разворачивается, приближаясь к причальной стенке верфи.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты