Русский флот после Петра

После смерти Петра I правители России не проявляли должной заботы о флоте. Царские чиновники и иностранцы, пробравшиеся к власти, всячески урезывали средства на постройку судов, не оказывали поддержки изобретателям.

В конструкции, оснастке и оборудовании кораблей конца XVIII века появилось уже много нового. Изобретатель Данила Масальский впервые придумал устраивать медную обшивку подводной части судов, поверх деревянной. Корабли стали ходить быстрее и дольше служили в строю. Ведь деревянная обшивка корпуса ниже ватерлинии обычно обрастала «бородой» — водорослями и ракушками, а черви-древоточцы быстро разрушали корабль.

Другой замечательный мастер Александр Катанасов на своем веку создал 40 линейных кораблей и 24 фрегата, которые отличались особой долговечностью. Он построил для Балтийского флота корабли, равных которым не было ни в одном иностранном флоте. Особенно велик был линейный корабль «Благодать». В работах по спуску на воду этого 130-пушечного гиганта принимал участие великий русский механик Иван Кулибин. Огромный деревянный корпус «Благодати» застрял на стапеле, и Кулибин остроумно решил задачу по стаскиванию корабля в Неву. Для этого он придумал особую систему блоков, канатов и воротов.

В начале XIX столетия на Белом море прославился кораблестроитель Андрей Курочкин. Его корабли отличались особой прочностью и прекрасными мореходными качествами. В дополнение к деревянным соединениям частей корпуса он стал устанавливать железные. Усовершенствовал Курочкин и форму подводной части судна. Скорость хода 74-пушечного корабля «архангельского построения» достигала при благоприятном ветре 12 узлов.

Постепенно менялся и внешний облик корабля. Не стало высоких кормовых надстроек, исчезли выпуклые пристройки — балконы. Украшений ставили уже значительно меньше, и скульптура сохранилась лишь на носу, под бушпритом. Здесь по-прежнему выделялась над водой фигура, которая как бы дополняла собою название судна.

На верхней палубе появились длинные надстройки, рубки. Шлюпки

спускали на воду  уже усовершенствованным способом: с помощью изогнутых железных стержней — шлюпбалок.

Пришел конец и пеньковому якорному канату: железная цепь оказалась не только крепче, — она еще ослабляла толчки корабля на якорной стоянке.

В старину остойчивость судна чаще всего обеспечивали каменным балластом. Он занимал много места в трюмах и нередко, к тому же, увеличивал качку, потому что камни перекатывались с места на место. Теперь на дно трюма стали укладывать чугунные пушки.

Нововведением были и железные камбузы (кухни) вместо кирпичных, и бортовые иллюминаторы для освещения внутренних помещений…

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты