Ранги и классификация на флоте

К XIX столетию произошло довольно сложное разделение боевых судов на ранги. Так, например, военные корабли делили на шесть рангов: первых три ранга — линейные корабли, с вооружением от 70 до 150 пушек; четвертый и пятый ранги составляли фрегаты с 30—60 пушками; в шестом ранге числились военные трехмачтовые корветы и шлюпы, посыльные суда.

В настоящее время шлюпами называются одномачтовые парусные суда, похожие на тендер, но, в отличие от последнего, имеют постоянный наклонный бушприт (у тендера — горизонтальный, выдвижной).

В торговом флоте была выработана своя классификация. Океаны бороздили теперь крупные барки — суда, обычно с тремя мачтами — две с прямыми парусами и кормовая мачта с косым парусом. Такое же парусное вооружение было на шлюпах, с той разницей, что на бизань-мачте имелись верхние прямые паруса. Корветы несли такое же парусное вооружение, как фрегаты.

Бриги уступали по величине баркам, они несли две мачты с прямым рангоутом (реи на обеих мачтах). Шхуны, как правило, ходили под косыми парусами. Прямые паруса  на их передней мачте поднимали только при попутном ветре.

Самыми же быстроходными парусными судами XIX столетия оказались «выжиматели ветра» — клиперы. Это были необычайно острые, длинные корабли с рекордной парусностью. На их длинных легких реях и высоких мачтах поднимали паруса общей площадью до трех с половиной тысяч квадратных метров. Скорость клиперов достигала 18 узлов, а это вдвое больше скорости тогдашних океанских пассажирских пароходов. Стремительно несущиеся среди пенистых волн, накрененные ветром корпуса клиперов испытывали очень большое напряжение. Поэтому борта деревянных клиперов дополнительно стягивали железными стержнями, а позже и совсем отказались от деревянного остова. Набор корпуса стали делать из железных балок, и деревянными оставались лишь обшивка и палубы. Так в XIX веке корабль постепенно, по частям превращался из деревянного в металлический. Венцом развития парусного судна были стальные шести — и даже семимачтовые шхуны начала XX столетия, совершавшие дальние океанские плавания.

Шхуны со временем оказались самыми экономичными парусными судами. На них требовалось меньше матросов, так как косые паруса удобно и просто поднимать прямо с палубы. На громадных шхунах такие паруса стали поднимать даже паровыми лебедками. На парусном судне появился паровой котел, а среди экипажа — кочегары.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты