Подводная техника совершенствуется быстро

В начале второй мировой войны подводная лодка имела два основных недостатка. Первый из них заключался в том, что каждые сутки лодка должна была всплывать на поверхность на один-два часа для вентиляции помещений и перезарядки аккумуляторной батареи, Второй недостаток: тихоходность в погруженном состоянии.

Когда подводная лодка всплывает, ее легче обнаруживают и авиация и корабли, вооруженные радиолокационными аппаратами. Этот недостаток оказался роковым для немецких подводных лодок, действовавших в Атлантическом и Ледовитом океанах. Гитлеровцы больше всего теряли подводных лодок на пути между базами и районом боевых действий. Эту часть рейда подводная лодка волей-неволей совершала в надводном положении, потому что дальность ее подводного плавания невелика. В первые годы войны немцы старались «проскакивать» опасные районы ночью. Но изобретение радиолокации и авиационных прожекторов лишило подводную лодку спокойного плавания на поверхности и по ночам. Беду можно было преодолеть только одним путем — дать возможность судну совсем не всплывать на поверхность, оставаться под водой неограниченное время.

Эта мечта Жюля Верна сейчас осуществлена. Изобретена длинная металлическая труба для «дыхания» подводной лодки на малой глубине. Когда лодка на поверхности, такой «воздушный перископ» лежит на палубе. Со сложенной трубой лодка развивает и свой наибольший подводный ход на глубине; но в любой момент трубу можно «поднять» и, не всплывая на поверхность, пустить в работу дизели. Таким образом, нефтяные двигатели становятся универсальными, — они годятся и для надводного и для подводного хода. В последнем случае через двойную трубу поступает необходимый приток воздуха и через нее же отводятся отработанные газы. Волны свободно перекатываются через конец трубы, но ее не затопляют благодаря удивительно простому приспособлению — крану с шаром-поплавком.

Если лодка должна идти на большой глубине, то действуют, как обычно, электрические двигатели. Уменьшать глубину погружения до «перископной» надо только на время перезарядки аккумуляторных батарей. Тогда дизели одновременно и движут лодку и пополняют запасы электрической энергии. Но лодка непрерывно остается под водой; она может пробыть под поверхностью моря целые месяцы!

«Дыхательная» труба довольно хорошо защищает подводную лодку, так как с помощью радиолокации обнаружить конец ее, покрытый резиновой оболочкой, довольно трудно. Труба длиннее перископов, и поэтому «глаза» подводной лодки вынесены теперь уже и на ее конец. Здесь помещается вращающаяся радиолокационная антенна. Так подводная лодка снова сделалась невидимой.

Однако ее по-прежнему слышат — опасность от подводных звукоуловителей осталась в силе. Правда, и в этой области тоже есть достижения: подводные лодки снабжаются теперь приборами, создающими фальшивое эхо и противошумы. Это вызывает путаницу в показаниях противолодочных приборов.

Прочность новых подводных лодок замечательна: они могут безнаказанно выдерживать удары, при которых их старшие сестры, строившиеся двадцать лет назад, неминуемо погибали.

Обшивка современных подводных лодок гораздо прочнее, чем у обычных торговых судов, хотя и у последних она много толще, чем у эсминцев или противолодочных кораблей. Чтобы уничтожить новую подводную лодку глубинной бомбой, заряд в 50 килограммов тринитротолуола должен взорваться не далее чем в пяти метрах от обшивки; иначе лодка отделается неопасными вмятинами и течью.

На поверхности моря лодка представляет собою очень маленькую и трудную для артиллеристов цель, тем более, что предельная скорость ее погружения составляет только тридцать секунд. Добавим, что внешняя оболочка и толстая стенка прочного корпуса делают ее практически неуязвимой для любых пуль: даже для мелкокалиберных снарядов.

Как и в прошлом, подводная лодка должна погружаться, чтобы произвести внезапную атаку. Но ей приходится подниматься на поверхность, если командир ее решил увеличить скорость, чтобы войти в соприкосновение с врагом. Ведь современные лодки имеют скорость надводного хода до 21 узла, а подводного— не свыше 10 узлов. И такой подводный ход лодки могут показывать непродолжительное время, так как запасы электроэнергии иссякают быстро. Обычная крейсерская скорость погруженных лодок не превышает 7 узлов. Значит, подводной лодке не нагнать даже торгового корабля, если она лишена возможности всплыть наверх. А обнаружить себя она не может из-за нависшей над ней угрозы противолодочных кораблей и самолетов.

Вот если бы лодка могла развивать скорость под водой в 14—15 узлов, она могла бы не только подкарауливать свои жертвы, но и догонять уходящие!

Давно известно, что большую долю своей мощности быстроходный корабль расходует на образование волн, которые расходятся от каждого его борта в виде «усов». Но подводная лодка при достаточном погружении никаких волн не создает, и, следовательно, она экономит энергию. Поэтому если быстроходному судну придана хорошо обтекаемая форма, оно при том же расходе мощности может двигаться в подводном положении скорее, нежели в надводном.

Сейчас можно пополнять запас электроэнергии под водой, пользуясь «дыхательной» трубой. Значит, в некоторых случаях допустимо не экономить энергию и развивать на глубине скорость до двадцати узлов. А это позволяет подводной лодке уклоняться от атак надводных кораблей и самолетов или догонять врага. Быстро истощенные аккумуляторы удастся заряжать вновь уже в нескольких милях от противника.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты