Первое в мире «машинное водоходное судно»

Знаменитый русский механик Иван Петрович Кулибин, хорошо зная «людей в лямках», едва ли не первый в мире задумал заменить тяжелый труд бурлаков механизмом, который приводился бы в действие самой рекой. Он предложил двигать барки против течения с помощью своеобразной водяной мельницы.

Изобретатель поступил очень остроумно. Он установил на опытном судне горизонтальный вал; на концах этого деревянного вала были насажены особые гребные колеса (впервые в мире Кулибин применил плицы-лопасти на шарнирах), и они силою встречного потока воды вращали лебедку. Канат наматывался на барабан; барка подтягивалась к месту, куда был заранее завезен на лодке якорь.

Так появилось первое в мире «машинное водоходное судно». Восьмого ноября 1782 года плавающая мельница была успешно испытана на Неве, а позже — на Волге. Судно двигалось против течения со скоростью, превышавшей обычную скорость при тяге бечевой, и людей при этом требовалось вдвое меньше — только для завоза якорей. Казалось бы, вопрос решен. Но только казалось!

Волжские богачи-судовладельцы считали, что бурлацкий труд дешевле постройки водоходных судов; купцы, выгодно сбывавшие свой товар голодной армии бурлаков, совсем уже враждебно встретили новое изобретение. Кулибина никто не поддержал, и судно, построенное на средства казны, было продано… на дрова. Так нелепо погибла машина, которая могла спасти от истощения и преждевременной смерти тысячи бесправных бурлаков.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты