Откуда же произошло слово «крейсер»?

От слова «cruis» — «крест», «cruiser» — корабль, который «крестит» море во всех направлениях, неся дозорную службу.

Вскоре после великих географических открытий, когда западноевропейские страны захватывали всё новые земли на берегах Атлантического и Индийского океанов, стало быстро развиваться мореплавание. Сотни кораблей доставляли тогда награбленные богатства в Испанию, Голландию, Англию. Морские державы-соперницы стремились нанести сокрушительный удар одна другой на путях сообщения в океанах.

Но как перехватывать корабли противника? Ведь океаны велики и судам везде открытая дорога. Для борьбы с морской торговлей врага потребовались корабли особо быстроходные и достаточно мощные, способные долгое время плавать вдали от своих баз. Такими универсальными кораблями и стали фрегаты (им поручали и охрану своих караванов судов, и разведку неприятельских сил, и даже посыльную службу).

Голландцы именовали свои фрегаты дальнего плавания «крейсерами», и это слово «крейсер» с годами распространилось на всех флотах. Позже стали говорить: «крейсировать»; это значит: плавать в определенном районе моря для наблюдения за врагом или же для захвата его судов.

Крейсер — правнук славного «фрегата» парусных времен. Кораблестроители прямо-таки «вывели» эту «породу» кораблей из фрегатов, подобно тому, как люди вывели в свое время борзую собаку из волка, придав ей и силу, и смелость, и стремительность бега.

Уже в Петровские времена фрегаты отличились своими действиями в рядах русского флота. Они были значительно быстроходнее линейных кораблей. Некоторые из них являлись весьма крупными судами. Век спустя они выросли еще сильнее, получили длину до 60 метров, водоизмещение до 2000 тонн. Число орудий на их палубах, правда, уменьшилось, но сами эти пушки стали несравненно более мощными и опасными в бою.

Пар пришел на смену парусу. Железная броня сменила вековую защиту военного корабля — составленный из брусьев прочного морёного дуба полуметровый пояс на бортах. Но, как мы знаем, еще очень долго новые, уже броненосные, уже винтовые паровые фрегаты несли солидное парусное вооружение, подобно своим «отцам и дедам».

Пришло время, и самые крупные русские паровые фрегаты были переименованы в крейсера 1-го ранга, а парусно-паровые корветы и клипера — в крейсера 2-го ранга.

Мысль о создании мощных, уже беспарусных, чисто паровых океанских броненосных кораблей, с огромным запасом топлива, который позволял бы им, с большой скоростью передвигаясь по морю, надолго отрываться от своего родного порта, должна была родиться в России прежде, чем где-либо. Колоссальная страна, Родина наша, имела морские границы и на Атлантическом океане и на Тихом, на протяжении в десятки тысяч миль. И на всем пространстве южного морского пути, соединяющего Балтийское море с Японским, суда не встречали никаких, принадлежащих Родине угольных баз. Каждый год можно было ожидать необходимости плыть вокруг всего Старого света, среди враждебных берегов. Крейсер, способный осуществить такой рейд без захода в порты, был необходимым для русского флота. Уже известный нам выдающийся деятель его, адмирал А. А. Попов, первым выдвинул мысль о создании океанского крейсера.

Задача проектирования невиданного океанского крейсера была возложена на инженеров — К А. Субботина, Н. Е. Кутейникова и И. С. Дмитриева. Они блестяще решили ее.

В те дни, в 1873 году, в Англии специалисты еще только вели споры: строить ли большие корабли с башнями или держаться старого типа судов с бортовой артиллерией. В Петербурге же в это время уже спустили на воду крейсер «Генерал-адмирал». Этот первый в мире броненосный крейсер имел водоизмещение 4 600 тонн и был вооружен четырьмя 203-миллиметровыми и двумя 156-миллиметровыми орудиями. Броня защищала не только его палубы, но и борта. Скорость крейсера достигла 13,6 узла.

Достраивал «Генерал-адмирала» наплаву знаменитый русский кораблестроитель конца XIX века — Петр Акиндинович Титов, талантливейший самоучка, построивший первые в России боевые суда из стали. Стоит сказать здесь несколько слов об этом удивительном человеке.

Титов начал работать на Кронштадтском судоремонтном заводе с 15-летнего возраста. Сначала он был мальчиком при мастере, затем, поражая всех своими способностями конструктора, стал помощником мастера и, наконец, руководителем постройки самых крупных судов. В начале 90-х годов XIX века царское правительство объявило конкурс на составление проекта нового броненосца; в конкурсе приняли участие виднейшие кораблестроители России и многих зарубежных стран. После рассмотрения всех представленных проектов комиссия отобрала два лучших. Каково же было удивление, когда вскрыли запечатанные конверты, приложенные к чертежам: автором обоих лучших проектов оказался сам П. А. Титов! Знаток морской техники, выдающийся русский кораблестроитель-самоучка опередил всех дипломированных инженеров.

Русские броненосные крейсеры «Генерал-адмирал», «Александр Невский» и «Минин» имели достаточную для своего времени скорость и огромную дальность плавания. В Англии и Франции сразу же обратили внимание на появление нового класса боевых кораблей. Оценив роль океанских крейсеров в морской войне, иностранцы заимствовали конструкцию их у нас и приступили к постройке подобных кораблей у себя.

Началось соревнование между морскими державами в создании самых мощных броненосных крейсеров. В начале 80-х годов в Петербурге приступили к строительству «Владимира Мономаха» водоизмещением в 5 600 тонн. Новый крейсер на испытаниях достиг скорости 17,6 узла; такой высокой скорости в то время не имел ни один иностранный крейсер.

В начале 90-х годов в состав Балтийского флота вошел небывалый по своим размерам и боевой мощи броненосный крейсер «Рюрик». По тем временам он имел отличную скорость хода — 19 узлов.

Об этом новом достижении русского кораблестроения адмирал С. О. Макаров писал: «Машина и котлы на крейсере «Рюрик» занимают по длине 192 фута в самой широкой части корабля. Чтобы ясно представить себе, что такое 192 фута такого судна, как «Рюрик», можно сказать, что если бы вынуть из него всю машину с котлами и угольными ямами и налить туда воды, то образовался бы бассейн, в котором совершенно свободно мог бы разместиться на швартовах весь фрегат прошлого времени со всем его экипажем и со всеми его пушками.

Кругом фрегата осталось бы даже достаточно свободного места, чтобы обойти его на шлюпке».

После «Рюрика» в Петербурге были построены сильнейшие в то время броненосные крейсеры «Громобой» и «Россия» водоизмещением до 13 тысяч тонн каждый.

Они были вооружены четырьмя 203-миллиметровыми и шестнадцатью 152-миллиметровыми пушками и развивали скорость до 20 узлов.

Вслед за этим все крупные морские державы начали строить броненосные крейсеры, водоизмещение которых постепенно увеличивалось.

Таким образом, русскими кораблестроителями был выдвинут еще один новый класс боевых кораблей. В современных флотах эти могучие корабли называются тяжелыми крейсерами.

Понятно, что такие большие суда строили единицами. Гораздо многочисленнее был тип бронепалубных и еще более легко защищенных крейсеров, таких, как «Аврора», «Варяг», «Новик». Все они — современники русско-японской войны.

Легендарный крейсер «Аврора» был построен на том заводе на Неве, близ которого спустя четырнадцать лет он «громом своих пушек, направленных на Зимний дворец, возвестил 25 октября начало новой эры — эры Великой социалистической революции». 6 800 тонн, восемь 152-миллиметровых и двадцать четыре 75-миллиметровых пушки, 11 600 лошадиных сил и 20 узлов — вот беглая характеристика корабля с экипажем в 570 человек, участника несчастного Цусимского боя в Японском море и победоносного вооруженного восстания питерских рабочих, матросов и солдат.

В 1945 году крейсер «Аврора» был передан Ленинградскому Нахимовскому училищу и поставлен навечно у его стен как памятник Великой Октябрьской революции.

Нынешний крейсер — один из наиболее красивых по внешности боевых кораблей. У него часто бывает корпус с уступом посередине, башнеподобная фок-мачта, высокие мостики, откинутые назад трубы, палубные торпедные аппараты… Гордо мчится он по морю, разрезая волну… У каждого, кто видел его на полном ходу, навсегда остается в памяти великолепный образ силы и стремительности.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты