Опытовый бассейн

Но не всё им удается легко и просто теоретически высчитать за чертежным столом. Иногда такие вычисления так разрастаются, что становятся и не очень точными, и чересчур дорогими. Становится выгодно заменить их опытом.

Тогда из парафина отливается по строжайшим правилам и в точном соответствии с масштабом большая, длиной в несколько метров, модель корабля. Ее везут для испытания в опытовый бассейн.

Один из первых в мире опытовых бассейнов был сооружен у нас много лет назад по мысли великого ученого Д. И. Менделеева. С работой в нем связано славное имя самого знаменитого из наших судостроителей — Алексея Николаевича Крылова.

Что представляет собой опытовый бассейн? Если хотите, работа в нем похожа по видимости на увлекательнейшую детскую игру в кораблики. Но, разумеется, это вовсе не простая игра! Под кровлей громадного здания тянутся гладкие дорожки-каналы, как на водном стадионе, как в плавательном бассейне. Со всех сторон около них столпились хитроумнейшие измерительные приборы. Нависают сложные аппараты; они служат для того, чтобы с любой потребной скоростью «буксировать» парафиновую модель по спокойной воде.

Загудел электромотор. Вода плещется о бетонные берега. Модель несется, как морской конь, по поверхности, а инженеры, вглядываясь в стрелки точнейших приборов, узнают о том, как в свое время побежит по морской глади не эта парафиновая красивая игрушка, а в точности похожий на нее грозный плавучий остров — линкор.

Сопоставляя данные приборов, они судят о том, как он будет вести себя и в бурю и в штиль, во всех случаях своей скитальческой корабельной жизни.

Раз эти данные получены, уже нетрудно дознаться, — какие понадобятся будущему кораблю машины, чтобы он шел с определенной скоростью; как выгоднее рассчитать и построить его гребные винты; какая форма подводной части корпуса окажется для него наиболее подходящей…

Очень заботит строителя прочность еще не рожденного детища. Надо его построить так, чтобы он был как можно прочнее, но в то же время и как можно легче. Вес определяет очень многое на корабле. Лишние тонны веса корпуса заставят конструктора либо уменьшить на такую же цифру вес металла, который может пойти на его машины и орудия (то есть на самое главное на корабле!), либо же перегрузить судно и снизить его скорость.

Тот, кто смело уменьшит вес брони, может быть, сделает корабль более сильным, а не более слабым в бою: ведь за счет этого веса можно увеличить калибр орудий, усилить артиллерию.

Напротив, попытка заковать судно в излишне тяжелые латы способна сделать его слабее, чем он был: придется снимать с него пушки, ослаблять машины. Первый достаточно мощный враг догонит его и потопит.

Покончив с этими важнейшими делами, конструкторы переходят к деталям отдельных конструкций. При этом им приходится считаться с многочисленными силами, которые непрерывно действуют на плавучий корабль.

Две из таких сил — важнейшие — постоянно налицо: это вес корабля, прогибающий все его ребра, раздающий в стороны крепления, и это — мощь океанских волн, непрерывно молотящих борта корабля. Что же до бесчисленных менее важных сил — о них нельзя даже упомянуть здесь, так они разнообразны и многочисленны.

Очень нетрудно показать, как невообразимо велики количество и объем работ, нужных для того, чтобы большой корабль сошел со стапеля на морские волны.

Прежде всего, еще до того, как конструкторы остановятся на окончательном проекте, нарисуют на чертеже первый приблизительный портрет будущего судна, они составляют десятки «проектов-набросков» его. Появляются на свет и тысячи мелких проектиков — рулевого устройства, системы отопления, телефонной связи, схемы сигнализации, каждого усовершенствования, применяемого на этом корабле.

При постройке современного большого корабля нужно столько же различных работ и такое же количество самых разных специалистов, сколько их требуется при сооружении нового города. Нужны сталевары и металлурги всех родов. Нужны архитекторы особой квалификации. Нужны плотники и слесари. Нужны монтеры и электрики. Нужны радисты и телефонисты, оптики и механики, технологи и теплотехники, столяры и люди малярного дела, обойщики и жестяники. Нужны все специальности, какие известны промышленности. А чтобы они могли работать, предварительный проект самого судна должен сразу отвечать на все их вопросы. Следовательно, составлять его должны также люди, отлично осведомленные и в малярном, и в электротехническом, и в артиллерийском, и в радиопеленгаторном, и в противопожарном, и в турбинном, и в любом другом деле.

Людей, которые знали бы всё это сразу, не существует. Вот почему современный корабль проектирует не один человек, а множество людей, из которых каждый является специалистом в своей области. Их число измеряется нередко сотнями.

Наконец проект корабля («технический проект», а не набросок!) готов и проверен. Теперь по нему составляют «рабочие чертежи». По этим чертежам (а не по самому главному чертежу проекта) пойдут работы в различных цехах на заводах, расположенных по всей стране.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты