НЕФТЕВОЗЫ

Всё более и более обильным потоком струится по трубопроводам выкачиваемая из недр и распределяемая повсюду нефть. Наше существование всё сильнее зависит от непрерывного снабжения этим жидким горючим — черным золотом. Ни одна машина не может работать без смазочного масла; множество кораблей потребляют нефть; от нее же зависят и боевые корабли, охраняющие морские пути и берега страны.

Сухопутные армии вместе с воздушными силами также нуждаются в снабжении нефтяными продуктами. Всё больше тепловозов движется по рельсовым дорогам, всё больше тракторов и экскаваторов работает на полях и стройках. Таково значение нефти в наши дни, если даже не упоминать о трех «мелочах» — керосиновой лампе, примусе и автомобиле.

Нефть сейчас перевозится через моря и океаны. Еще не так давно нужда в ней была невелика; поэтому специальных нефтевозов нигде не строили. Керосин перевозили тогда в деревянных бочках на парусных судах, а позже — на пароходах.

Волжские судовладельцы братья Артемьевы первые устроили большие ящики-цистерны на своей морской шхуне «Александр». Налитую в них нефть приходилось выкачивать ручными насосами. Это изобретение быстро подхватил один из русских капиталистов, заказавший в 1878 году уже специальный наливной пароход «Зороастр». Так в России зародилась впервые мысль о нефтеналивном судне, и по бурному Каспийскому морю пошел первый в мире танкер.

Спустя четыре года по тому же морю поплыл нефтевоз «Спаситель», который брал жидкого груза в три раза больше танкера-первенца. Впервые машинное отделение его было устроено в корме; это был образец для постройки всех последующих танкеров.

Постепенно всё яснее становилась выгода постройки специальных нефтеналивных судов. Первоначально это были обыкновенные корабли, внутри которых помещались цистерны.

Теперь же их строят так, что само судно представляет собою ряд резервуаров.

Танкеры по своей величине бывают самые разные. В голове их длинного строя стоит океанский корабль размером в 220 метров, со скоростью в 18 узлов и грузоподъемностью в 45 000 тонн. Затем идет множество его меньших братьев, в том числе танкеры каботажного плавания, озерные, портовые, наконец следуют нефтеналивные баржи.

Из всех типов торговых судов ни один не имеет такой своеобразной внешности и особенной конструкции, как танкер. Его корпус состоит из многих непроницаемых для жидкости помещений, разделенных переборками; они предупреждают переливание нефти вдоль и поперек судна, когда оно зарывается носом в воду или раскачивается с борта на борт во время шторма или зыби.

На нефтевозе всегда устраивают две палубы; из них нижняя образует верхнюю стенку цистерн. Между обеими палубами находятся «колодцы», которые обеспечивают постоянное заполнение резервуаров. Большинство танкеров имеет высокую надстройку с капитанским мостиком, расположенным ближе к носу, а машинное помещение — в самой корме. Таким образом, длинная палуба между этими надстройками совершенно свободна.

Поверх палубы, которая пересечена всякими трубопроводами, люками и задвижками, устроен проходной мостик. Он придает очень странную внешность кораблю. Благодаря обычному оптическому обману танкер под этим мостиком издали кажется необыкновенно низким, хотя по своим пропорциям он мало чем отличается от обыкновенного грузовика.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты