Начало постройки судна на стапелях

Наконец подошли сроки. Всё сделано. И только теперь, по прошествии многих месяцев труда, можно начать самую постройку судна. Наступают торжественные дни: на наклонной поверхности стапеля верфи укладывают первые листы корабельного киля.

Киль — это становой хребет корабля. От него, как ребра от позвоночника, протягиваются в стороны колоссальные шпангоуты.

Но этот киль ничем не похож на то, что, конечно, вам хорошо известно, — на киль прогулочной шлюпки или рыбачьей лодки, напоминающий гребень, идущий вдоль ее днища.

Такого рода киля у больших судов нет. Их «брюхо» — днище — совершенно плоско и ровно. Старинный массивный гребень заменяет теперь особо утолщенный стрингер — средняя продольная балка днища. И настоящий киль корабля заключен теперь внутри него, в его массивном теле.

Выбор места, где будет строиться данный корабль, — новая задача. Она не всегда легка.

Если нужно построить вагон, найдется завод, который строит другие вагоны. Он без труда построит и этот, будь он даже совсем новой конструкции.

Что касается кораблей, то нередко бывает, что для нового судна приходится реконструировать завод. Старые стапеля могут и не годиться, если задумано сооружение исключительного гиганта, да и расположены они иногда возле слишком мелких и узких бухточек. Может слишком слабым оказаться фундамент стапеля, сооруженного десятилетия назад. Ведь на него теперь навалится непомерная тяжесть — стальной корпус гиганта в 40, 50 или 60 тысяч тонн.

В судостроительной практике — не редкость случаи, когда новый проект корабля вызывает, прежде постройки его самого, возведение нового стапеля и цехов, то есть коренной перестройки завода.

Сооружается покатая бетонная горка, длиной почти в полкилометра. Вдоль нее двумя рядами выстраиваются стальные помощники человека — могучие подъемные краны. Изо дня в день много месяцев будут они подавать на стапель всё новые и новые тысячи тонн металла, и могучий скелет чудовища начнет расти, не «как дом», а как целый квартал домов.

Странную вещь можно увидеть неподалеку от стапеля. Это одно из самых больших на территории верфи зданий. Но, ознакомившись с ним, вы понимаете: здание это — только крыша над колоссальнейшей, лежащей на земле «классной доской», которая зовется «плазом».

На гладкой поверхности «плаза» чертят в натуральную величину еще один, тысяча первый, чертеж корабля. По нему готовят шаблоны его титанических частей.

Каждый шаблон — за номером. На каждом тщательно отмечена любая заклепка и отверстие для нее, каждый паз, каждый фланц детали.

Было время, когда эта «классная доска» покрывалась по дереву черной краской. На ней «чертили» острым инструментом.

Теперь чертежи изготовляют особыми громадными рейсфедерами, по специальным лекалам. Оптические устройства отбрасывают на плаз из-под крыши увеличенные фотоснимки чертежей. Дело идет несравненно быстрее.

Огромные шаблоны везут в другие цехи. Там по ним начинают резать, сверлить, прожигать водородным пламенем и электрическим жаром грандиозные «заготовки», гнуть листы и балки. Некоторые детали изготовляют холодным способом; многие приходится предварительно нагревать в особых печах.

Потом на деталях, там, где требует чертеж, просверливают сотни тысяч отверстий. Наступает время сборки.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты