МОРСКИЕ ПАРОМЫ Десантные корабли

В 1916 году руководители русского морского министерства были смущены странными сообщениями и требованиями со стороны Черноморского флота.

Флот только что, совместно с войсками Кавказского фронта, провел несколько удачных десантных операций против турецкой армии у Ризе, Атины и Мапаври, на южном берегу Черного моря.

Теперь его командиры во всех своих донесениях пели необычайные хвалы кораблям, которые они именовали «эльпидифорами». По их словам, «эльпидифоры» были самым совершенным типом судов, применяемых во время десантов. Они перевозили войска, обстреливали позиции врага на берегу, не боялись ни ветра, ни волн… Когда того требовала обстановка, «эльпидифор», по словам свидетелей, имея на борту десант, не только подходил с ним вплотную к берегу, но даже отчасти вылезал на него. Люди и лошади с «эльпидифора» сходили прямо на сушу, и солдаты кавказской армии радовались «эльпидифорам», как лучшим друзьям.

Слово «эльпидифор» по-гречески означает: «носитель надежды».

Всё это вызвало некоторое недоумение в Петербурге.

В министерстве знали, что на Черном море плавают линейные корабли, крейсеры, эсминцы, канонерские и подводные лодки. Но про присутствие там каких-то «эльпидифоров» доныне никто не слыхал…

После некоторой канцелярской волокиты и справок удалось узнать истину.

Гроза турецких войск — «эльпидифоры» — оказались широко распространенным на Черном и Азовском морях типом каботажного судна торгового флота. Целые флотилии их много лет бороздили эти воды в виде траулеров и транспортов, ловя тарань и камбалу, перевозя табак и арбузы. Осенью они перебрасывали из порта в порт хлеб, перетаскивая его по мелководным барам, из рек в море и из морских вод в речные. Они обладали грузоподъемностью от 1000 до 1300 тонн. «Эльпидифора» узнавал издали каждый черноморец: у него машина стояла на корме, длинный бак весь был занят вместительными трюмами. Без груза судно сидело носом от отметки нуля до одного метра, осадка же кормы была, самое большее, в два с половиной метра.

Эта удивительная особенность — нулевая осадка носа — и делала «эльпидифор» неоценимым судном для десантных операций. Кто-то из числа предприимчивых офицеров флота обратил на это свое внимание; русский флот, совершенно неожиданно для себя, получил целую армаду отличных десантных судов. «Эльпидифоры» вдруг стали перевозчиками пехотных войск. Они и дальше великолепно оправдали свою славу при десантных операциях у Трапезунда и других местах.

Мы рассказали эту историю, чтобы показать, — что еще тридцать лет назад флоты мира не имели специальных десантных кораблей и что в первую мировую войну для высадки войск применяли боевые корабли, реже — торговые.

Весельные шлюпки, несамоходные баржи, утлые паровые катера и причудливые «эльпидифоры» или корабли десантных операций теперь уже навсегда вышли в отставку. За годы второй мировой войны на их место пришли новые, невиданные ранее, десантные суда; именно они обеспечили и высадки советских войск в Крыму или на побережье Румынии, и операции англичан и американцев в Северной Африке, Италии, Франции, на островах Тихого океана. Здесь мы расскажем о некоторых из них.

Штурмовые десантные суда первыми устремляются к берегу. Эти маленькие суденышки кажутся очень неуклюжими: у них плоское, прямоугольное, днище и борта, вместо носа — наклонная стенка.

Как и все плоскодонки, эти штурмовики могут ходить по мелководью, что очень удобно при высадке,—солдатам не надо брести по воде. Передняя стенка корпуса откидывается на петлях вперед и превращается в сходню.

Такие десантные суда, размером с трамвайный вагон, своим собственным ходом, случалось, пересекали проливы шириной до 150 километров. На тихой воде при двух моторах они ходят раза в полтора быстрее городского трамвая.

Десантная баржа несет легкую броневую защиту. Вооружение ее — пара пулеметов. Экипаж — три или четыре матроса. Тридцать-сорок солдат помещаются в трюме на скамейках.

Целая флотилия таких судов с хода выскакивает носами на отмель, и первым броском ударные отряды пехоты захватывают прибрежную полосу.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты