МОРСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА Самоходные доки

Для того, чтобы успешно вести бои и побеждать врага, корабли должны быть всегда в полной исправности или, как говорят моряки, в «готовности номер один». Эту готовность в значительной мере должен обеспечивать до сих пор не замеченный нами и ни разу еще не упомянутый, но незаменимый вид «судна» — плавучий док. Именно с его помощью осуществляют неотложное «лечение» кораблей у самого места боев флота, поддерживая его всё время на должной высоте.

Ведь сила флота учитывается не списочным составом кораблей, а количеством исправных единиц в строю: числом тех кораблей, которые всегда и всюду готовы к выполнению любых заданий. Поэтому плавучие доки должны быть очень подвижными; они обязаны следовать вместе с флотом в самые отдаленные воды и обслуживать поврежденные корабли где и когда угодно.

Если это так, — флот по-настоящему будет в полной боевой готовности. Он будет меньше зависеть от собственных береговых баз, получит большую свободу действия в открытом океане. В любое время он будет иметь в своем составе наибольшее число действительно боеспособных единиц.

Идея плавучих доков не нова. Считалось раньше, что первый деревянный плавучий док был построен Уатсоном в Англии в 1785 году. Но это неверно.

Первый в мире плавучий док построен в Кронштадте еще в царствование Петра I. Один из капитанов, желая исправить свое судно, решил использовать для ремонта корпус старого военного корабля. Получив разрешение, он перестроил корпус таким образом, что можно было впускать в него воду и, когда нужно, выкачивать ее. Иными словами, идея плавучего дока была осуществлена, и тогда же небольшое парусное судно впервые побывало внутри другого, — ремонт удался на славу. Любопытно, что старый корабль, превращенный в плавучий док, назывался «Камель». С тех пор сооружения, служащие для подъема судов и состоящие из ящиков, в которые подается и выкачивается вода, называются камелями.

Но до недавнего времени эти плавучие доки были неподвижными, стояли на месте, в портах, и тяжело поврежденные корабли принуждены были добираться до них за сотни и тысячи километров. Благодаря этому даже при сравнительно легких повреждениях корабли надолго выбывали из строя, а многие из них «списывались» и навсегда. Корабли нередко гибли на пути в базу оттого, что длительная борьба с водой, вливавшейся сквозь пробоины, оказывалась непосильной для экипажа.

Сколько ценных боевых кораблей было бы спасено, если бы им была во время оказана «скорая помощь», если бы поблизости находился наготове плавучий док!

Самоходные доки изобретены и построены в течение второй мировой войны.

Представьте себе гигантскую стальную ванну длиной в 120—180 метров с толстыми двойными бортами, мчавшуюся среди пенистых морских валов со скоростью в 15 узлов. У этого невиданного дока обыкновенный корабельный нос и над самым форпиком возвышается командирский мостик. Позади мо-стика — огромный открытый трюм с плоским днищем и вертикальными стенками, протянувшийся на всю длину дока. В нем свободно помещается небольшой крейсер или легкий авианосец.

На обоих бортах самоходного дока, на его верхних палубах, есть рельсовые пути, по которым перемещаются подъемные краны. В походе эти краны прячут за капитанским мостиком, и их высокие стрелы не видны, — они опущены на палубы.

Надводная часть кормы совершенно плоская. Это батопорт, громадный водонепроницаемый щит, который можно опускать назад и сверху вниз с помощью проволочных тросов. Перед вводом корабля затопляют многочисленные балластные цистерны и док погружают на нужную глубину. Корабль втягивают внутрь «ванны» мощной лебедкой, установленной в носу дока. Затем закрывают батопорт и выкачивают воду из трюма. И корабль постепенно садится на сотню деревянных подушек, называемых кильблоками.

Ремонт корабля можно начинать сразу в море, потому что в бортах дока кроме судовых помещений, механизмов имеются ремонтные мастерские, склады с материалами, запасными частями и деталями. По сравнению с береговым доком, самоходный работает быстрее, особенно, если надо ремонтировать небольшие корабли. Ведь береговой док приходится наполнять водой целиком, независимо от размеров судна, а потом откачивать огромную массу воды. А плавучий док достаточно погрузить так, чтобы только пропустить киль корабля через порог батопорта.

А как же осматривать и чинить сам этот необычайно широкий самоходный док? Ведь он не войдет ни в один из других сухих доков.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты