«Мануфактурные» суда

На сухопутных дорогах земли на место «тройки-птицы» стал паровоз; и медленно тянущийся по ухабам обоз рассыпался, чтобы смениться товарным поездом. И на воде: деревянный и парусный корабль-«мануфактура» не мог со временем не стать железным и паровым кораблем-заводом, кораблем-машиной.

Как и всюду, смена старого новым на море произошла не без борьбы, не без длительного стремления отживших судов сохранить первенство за собою.

Парус энергично сопротивлялся пару. За ним были свои преимущества: даровая сила, простота необходимой для обуздания ветра «полотняной техники» и особенно то замечательное обстоятельство, что у парусного корабля источник движущей его силы находился не на нем самом, а вне его.

Подумайте сами: любое современное плавающее по воде сооружение должно вести на себе, в своих недрах не только сложную, тяжелую машину, а — того досаднее! — еще более тяжелый запас энергии в виде топлива — угля или нефти — и питание для гребцов.

Мы только мечтаем о положении, когда нужную для движения силу люди научатся передавать своим сухопутным, водным и воздушным «кораблям» откуда-нибудь с центральной станции, без проводов. Пока что, это лишь фантазия.

А парусное судно много столетий тому назад уже получало без труда такую, вне его рожденную энергию. Ему не нужны были глубокие бункерные ямы с углем, тяжелые цистерны с жидким горючим. Ему не требовались огромные котельные помещения, громоздкие топки, стальные Машины. И всё это драгоценное «водоизмещение», которое сейчас уходит на них. он мог отдавать под самое главное — под полезный груз.

Поэтому победить паруса на море, пожалуй, не смог бы первый, еще совсем слабый, совсем тихоходный пароход. Чтобы вступить в смертельную борьбу со своими славными предшественниками, он должен был предварительно развиться и окрепнуть.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты