Лодья морская

В XVI веке самым большим кораблем поморов была «лодья морская». Такая лодья имела двойную обшивку, три мачты, прочную палубу и поднимала двести тонн груза. Тогда нигде в мире не строили крупных судов дальнего плавания. Знаменитая «Пинта» Христофора Колумба имела грузоподъемность около ста тонн,1 то есть вдвое меньше. «Св. Антоний» Магеллана вмещал только 120 тонн, а первый английский корабль, осмелившийся бороздить летом беломорские воды — «Эдуард — Благое Предприятие», — мог поднять не больше 160 тонн груза.

Русская морская лодья несла на двух мачтах прямые паруса — на реях, а на третьей поднимали косой парус — на особом шесте. Паруса общей площадью свыше пятисот квадратных метров на такой лодье служили предметом зависти всех иностранцев.

Среди многих других типов наших северных судов того далекого времени особенно интересна двухмачтовая «раньшина», — могла поднять сто тонн груза. Ее корпус яйцевидной формы поморы изобрели специально для плавания во льдах, когда они весной спешили на охоту за зверем и на ловлю рыбы. Не потому ли и назвали так судно, что оно могло раньше других выходить в море?

Так давно русские судостроители предвосхитили форму корпуса современных могучих ледоколов!

Интересно, что поморы часто крепили доски обшивки к ребрам-шпангоутам не железными гвоздями, а с помощью корней растений — «крепили вицами». Это делалось для большей прочности и долговечности морского судна. Ведь гвозди ржавели, и поэтому крепления слабели; при плавании во льдах гвозди в деревянном корпусе расшатывались — в результате получалась течь. Вицы же, набухая, делали корпус совершенно однородным, и трюм оставался сухим.

Самый древний корабль поморов — кочмара, или коч. Это трехмачтовое палубное судно значительно меньших размеров, нежели лодья. Именно на кочах русские первооткрыватели обошли берега необъятной Сибири. Старинные кочи имели паруса из оленьей кожи и ременные снасти.

В грамоте времен царя Федора Ивановича записано имя московского купца Луки — «москвитин Лука-гость». Лука «ходил проведывати обского устья». Ходил он «тремя кочи» (то есть на трех палубных судах с парусами из оленьей кожи и ременными снастями). «И те его люди с великой нужды все примерли. И осталось тех людей всего четыре человека».

А вот другая запись; в январе 1600 года царь Борис пожаловал пинежан и мезенцев грамотою: «В Мунгазею морем и Обью-рекою, на Таз и на Пур и на Енисей им додити…» Морем! Значит, уже в эти дни русские пересекали на своих кочах ледовитое Карское море.

Совсем недавно на восточном берегу Таймыра люди обнаружили останки древнерусских мореходов. Наши предки-новгородцы обогнули морем мыс Челюскина еще в самом начале XVII века, на 250 лет раньше Норденшельда!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты