ЛЕСОВОЗ

Наша страна — страна «зеленого золота», величайших в мире лесных богатств. Вот почему у нас лесовоз занимает почетное место в строю судов торгового флота.

Обычный советский лесовоз поднимает до четверти миллиона досок, «балансов» балок и других изделий лесной промышленности. Это составляет примерно 550 так называемых «стандартов» леса, или, по весу, около 1500 тонн.

«Стандарт леса» равен по объему 6,1 кубического метра, или около 2,8 тонны, древесины.

Лес — легкий и громоздкий груз. Поэтому лесовозы строят с очень прочной палубой. Заполнив трюмы, начинают загружать палубу «караваном» леса на высоту одноэтажного дома вместе с крышей; на ней часто перевозят до одной трети всего груза. Чтобы принять больше леса, его укладывают возможно плотнее. При этом более тяжелый материал помещают в трюмы, а более легкий — на палубу.

Люки трюмов лесовоза делают как можно шире, а сами трюмы — свободными от всяких отсеков или колонн («пиллерсы», — говорят судостроители), которые на других грузовиках поддерживают палубу.

На новейших лесовозах устраивают длинные грузовые стрелы (краны) и лебедки ставят как можно выше, чтобы они не «утонули» среди груза. Лебедки эти электрические; ими особенно удобно управлять. Машинист может находиться у самого борта, и ему легко следить за подъемом груза с низко сидящей баржи или даже плота.

Лесной груз громоздок; он ухудшает остойчивость судна. Поэтому корпус лесовоза строят более широким. Сопротивление воды при такой форме увеличивается; лесовоз не выгодно гонять с большой скоростью. Обычно довольствуются ходом в 9— 12 узлов, тем более что и груз его чаще всего не срочный.

В отличие от других судов, лесовоз берет водяной балласт в двойное дно не   только   тогда, когда идет пустой, но обязательно и при полной нагрузке, ведь лес-то легче воды! Однако и эта мера помогает не совсем: во время шторма качка судна очень велика. На ходу груженый лесовоз сильно кренится даже при перекладке руля. Вот почему палубный груз крепят особенно прочно, чтобы он не сместился в бурю, не причинил аварии. На случай опасного крена, от которого лесовоз может и совсем опрокинуться, «караван» досок крепят так, чтобы одним ударом топора удалось освободить тросы, и тогда доски сами свалятся в море, а судно будет спасено.

Хотя лес и повышает центр тяжести судна, делает его более «валким», но природа этого удивительного груза такова, что потопление парохода с лесом на борту практически невозможно. Бывало и в первую и во вторую мировые войны, когда лесовозы оставались наплаву, пораженные несколькими торпедами. Чему же тут удивляться? Пустой металлический корабль поплыл бы, если его поставить на сооруженный из его груза деревянный плот. Поплывет он и имея этот плот в своем «брюхе».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты