Лаг

Как, куда и под каким углом вам надо поворачивать, скажет вам компас; это мы уже видели. Но компас не способен указать вам, на каком расстоянии и где именно вы должны повернуть.

Он не сообщит, далеко ли вы ушли от начала пути, и на много ли приблизились к цели. Он не в состоянии предупредить вас и о грозящих опасностях; все эти заботы распределены между другими приборами.

Чтобы достигнуть цели, вам надо знать не только направление отрезков пути, но меру их величин, расстояний.

И вот, за кораблем буксируют на специальном вращающемся тросе, лаглине, маленькую вертушку — лаг. Вертушка ввинчивается в воду и, пройдя в ней определенное расстояние, делает один оборот. Счетчик отмечает не число оборотов, а пройденное расстояние относительно воды. Если соединить счетчик с часовым механизмом, то он будет показывать скорость.

Если ваш корабль будет стоять на якоре среди мощного течения, идущего от носа к корме, навстречу, лаг будет усердно накручивать морские мили, движимый этим течением. Он обманется и поведет себя так, как если бы судно стремилось неистово вперед. Ежели течение понесет корабль вперед с той же скоростью, с какой он шел бы сам, то лаг мирно повиснет за бортом; и, мчись увлекаемое потоком судно хоть с быстротой ветра, лаг не отметит ни единого кабельтова пути: до дна и берегов, которые проносятся мимо, лагу нет ни малейшего дела.

Из этого ясно, что, ежели вы захотите судить по его показаниям о единственно нас интересующем перемещении корабля по отношению к берегу и дну, вы должны знать очень многое: направление и скорость течений в этих местах, направление и силу ветра и т. д. и т. п. Это не препятствует пользованию лагом, но значительно осложняет его и заставляет проверять его показания другими путями.

Вообще говоря, волнующийся поверхностный слой воды, да еще завихренный за кормой проходящего судна, — ненадежное место для работы лага. Более точные показания дает электрифицированный лаг-вертушка, который находится в днище корабля. Наружу тут выглядывает только лаговая трубка с отверстиями. При движении корабля вода протекает через трубку, и с помощью электрических сигналов работа вертушки передается в штурманскую рубку. Здесь на циферблатах сразу можно прочитать и скорость хода корабля, и пройденное им расстояние.

Сейчас под днищами судов и лаги без всяких вертушек. С помощью особых приспособлений сам напор воды на корпусе при ходе корабля дает возможность узнавать скорость и расстояние. Такие лаги названы гидравлическими.

Любопытно, что электрификация лага и компаса помогла изобретателям создать автоматический прокладчик курса корабля — одограф. Этот прибор — настоящий контролер для штурмана. Гирокомпас дает одографу курс, а лаг сообщает движение судна. По навигационной карте ползет особая каретка с карандашом и исправно чертит курс корабля. Таковы чудеса морской техники наших дней!

А ведь лагам на помощь приходят еще два почтеннейших постоянных «работяги» корабля — хронометр и секстант.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты