КОРВЕТЫ XX ВЕКА Корабли-конвоиры

«В парусные времена» главным назначением малых судов было поддерживание связи. Они доставляли флотам почту, приказы и донесения.

Теперь эту обязанность взяло на себя радио; однако в связи с развитием авиации и подводных лодок легкие надводные корабли не только не потеряли своего значения: наоборот — нужда в них неизмеримо выросла.

Сто лет назад нельзя было и воображать, что наступит такое время, когда огромный линейный корабль даже в открытом море будет находиться под постоянной угрозой со стороны стремительных катеров. Громадина и там нуждается в непрерывной охране, а взять на себя эту заботу способны только легкие суда.

Опыт двух мировых войн показал: при конвойной службе в океане очень удобны эскадренные миноносцы. Но количество караванов настолько возросло, что этих универсальных кораблей никак не могло хватить. К тому же эсминцы чрезмерно сложны, дороги и всё время нужны для самостоятельных боевых операций.

Поэтому начали строить новые конвойные или эскортные корабли упрощенной конструкции, получившие старинные названия шлюпов, корветов и фрегатов.

Старые названия воскресли не случайно. Новые классы и типы кораблей ближе всего стоят по назначению к легким судам далеких парусных времен. Теперь их задачи, конечно, расширены: им приходится нести неведомую раньше тяжелую противолодочную и противовоздушную службу, — «пасти» разношерстные «гурты» грузовых судов в океане, охранять выходы из портов и баз флота, патрулировать в прибрежных водах и выполнять множество других поручений. И потери среди этих возрожденных шлюпов, корветов и фрегатов гораздо больше, чем в далеком прошлом. Ведь они являются мишенью для могучих подводных крейсеров, лодок-малюток, самолетов; им грозят и минные заграждения. Но цели и задачи потомков и предков схожи.

Шлюпы появились еще в первую мировую войну. Их применяли для сторожевой и эскортной службы.

Эскортные шлюпы имели водоизмещение 1 000—1 200 тонн, две мачты и обычно одну трубу.

Артиллерия обычно состояла от 2 до 6 стамиллиметровых универсальных орудий и десятка мелкокалиберных пушек-автоматов.

Команда — 100 человек. Главное достоинство шлюпов — их отличная мореходность. Быстрота хода менее важна, так как большинство караванов едва ли делает свыше 12 узлов (в любом караване равняться приходится по самому тихоходному транспорту).

Шлюпы для сторожевой службы имеют водоизмещение 500—600 тонн и по внешности похожи на большие морские буксиры. Такие шлюпы ходят со скоростью около 20 узлов, вооружены одной 100-миллиметровой пушкой и особенно богаты запасом глубинных бомб; это их главное оружие. И хотя скорость у малых шлюпов больше, чем у эскортных, дальность плавания меньше: предназначены они для действий у берегов.

Корвет — это уменьшенный и улучшенный сторожевой шлюп. Он имеет одну мачту и одну трубу. Длина корабля около 60 метров. Вооружение — одна 100-миллиметровая и несколько многоствольных пушек-автоматов. Команда — 50 человек. Со стороны корвет выглядит как нечто среднее между большим буксиром и тральщиком. Корветы — самые крошечные военные суда из тех, что регулярно бороздили в долгие годы войны зеленые воды океанов.

Фрегаты пришли на смену корветам, когда выяснилась недостаточная мореходность и слабость вооружения последних. Новые двухвинтовые корабли этого типа имеют водоизмещение и длину эскортного шлюпа, но они гораздо поворотливее. Артиллерия фрегатов состоит из трех 100-миллиметровых и десятка малых пушек. Паровые турбины или же дизель-моторы сообщают им скорость до 22 узлов.

Противовоздушные корабли. Это корабли многих типов водоизмещением до 6000 тонн, вооруженные огромным количеством зенитных пушек разных калибров. Чаще используются устаревшие крейсеры и крупные миноносцы.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты