Корабли XIX века

За вторую половину XIX века корабль потерпел больше изменений, чем за всю предыдущую историю с древнейших дней. Паруса исчезли на нем. Дрова заменил уголь, а позднее — нефть. И, наконец, самое главное, корабль потерял свою вековечную связь с тем материалом для своей постройки, от которого он ведет свой род: из деревянного «ковчега», из сооружения из древесины стволов он превратился в изделие из железа (а позднее — из стали).

Разумеется, это произошло не сразу, а не произойти это не могло.

Паровая машина становилась всё более мощной. Но ее сила не только покорно несла судно вперед. Она неминуемо, всё сильнее и сильнее расшатывала слабый деревянный корпус.  Каждый, кто плавал на пароходе, испытывал легкую дрожь, вибрацию, проходящую на ходу сквозь всё тело пассажира и отзывающуюся у него в ногах.

Эта пустячная дрожь не только вызывает неприятное ощущение у нервных людей. Именно она понудила человека начать строить металлические суда.

Сначала инженеры стремились железными угольниками, балками, полосами хотя бы частично укрепить корпус деревянного судна, как укрепляли бывало ими «окованный железом» багажный сундук. А вступив на этот путь, они сообразили: не лучше ли построить весь этот огромный плавучий сундук из металла?

Первый русский железный корабль «Ординарец» был построен на Черном море в 1849 году. Его конструктор Окунев ввел также металлические суда и на Волге.

В мире всё связано между собою. Переход человека на строительство судов из металла спас от скорой гибели наши лучшие леса: не следует забывать, что для постройки одного 70-пушечного корабля люди истребляли около 30 гектаров превосходного векового леса. А ведь служба такого судна на море не тянулась дольше 15 лет!

Сталь и железо, как материал для судостроения, означали возможность сильно увеличить и размеры кораблей и их прочность, не слишком отяжеляя их. Из металла можно строить более узкие, легкие, более длинные, заостренные корпуса; а это прямой выигрыш в скорости. Наконец, и сами сроки жизни корабля на море выросли втрое. Наступил новый век; совершенно перестроилось военно-морское дело; родилась броня, понадобились могучие пушки, мины, торпеды. .. Возврат к прошлому стал совершенно невозможным. Весь мир стремительно приобретал новое лицо, и новости судостроения немало способствовали этому.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты