Корабли, сделанные на севере

Обычно поморы строили свои суда где-нибудь на берегу реки, устраивали стапель, который называли «подель». Но в 1548 году по указу Ивана Грозного при Соловецком монастыре возникла уже первая большая верфь и первый сухой док.

Есть беспристрастные свидетельства, говорящие о превосходном качестве кораблей, сооружавшихся там, на нашем Севере. Английский мореплаватель Борро, посетивший Россию в 1555—1556 годах, видел много русских судов. «Чтобы англичане могли догнать русские корабли, последним приходилось задерживать свой ход приспусканием парусов», — удостоверяет он. Поморы строили крепкие, выносливые суда для плавания по бурным северным рекам, по морям, по Ледовитому океану. Архангельские корабельные мастера создавали типы судов, обладающие замечательными мореходными, качествами. Форма обводов обеспечивала кораблям большую скорость хода, остойчивость и способность бороться с волнами. Прочность корпусов этих кораблей намного превосходила прочность английских судов. К тому же и служили русские деревянные корабли вдвое дольше — до 25 лет.

Именно тут, на Севере, в селе Вавчуга, на реке Северной Двине братья Осип и Федор Баженины — умные и предприимчивые городские люди — впервые механизировали заготовку материалов для постройки кораблей. Для этого они соорудили водяную пильную мельницу.

Узнав о механизированном лесопильном заводе, Петр I «ради осмотрения» посетил Вавчугу и с похвалой разрешил Бажениным «на тех мельницах хлебные запасы и лес растирать и продавать в Холмогорах и у Архангельска города русским людям и иноземцам».

Вскоре братья Баженины обратились к царю с просьбой разрешить им соорудить в Вавчуге судостроительную верфь. Они писали в челобитной, что вновь построенные корабли будут «тертых досок за море в иные земли возить» и служить «для отвозу государевой казны хлебных запасов и вина в Кольский острог и для посылки на море китовых и моржевых и иных зверей промыслов».

В жалованной грамоте от 2 февраля 1702 года, даруя промышленникам разные льготы, Петр указывал: «… чтобы на льготы сии смотря, иные, всяких чинов люди, в таком же усердии нам, Великому Государю, нашему Царскому Величеству служили и радение свое к корабельному делу объявляли».

Первый торговый корабль Бажениных «Андрей Первозванный», «длиною 136, шириною 29, глубиною 12 футов и три пальца», был отправлен в 1703 году с русскими товарами в Англию и Голландию. Построенные на Северной Двине суда скоро приобрели всесветную славу. Их охотно покупали голландцы и англичане. Строили Баженины и военные корабли. В 1702 году в присутствии Петра были спущены на воду фрегаты «Святой Дух» и «Меркурий».

Баженины делом доказали, что русские люди могут строить суда лучше, чем кто-либо, и что они являются одновременно отважными мореходцами.

Несколько позже особенно прославился на Вавчугской верфи своим мастерством новгородский крестьянин-самоучка Степан Кочнев. Корабли, построенные по его чертежам, отличались дешевизной, прочностью, чистотой форм и плавучестью. Вот что писали об этом в 1787 году «Московские ведомости»:

«В находящейся верфи мастер мореходных ластовых  судов Кочнев, которые в последние между морских держав войной, прошли с особым искусством, постройкой многих судов на счет иностранных, снискав в чужих краях ласкательное весьма Доверие. Так что иностранные купцы всегда заключают по судостроительному предмету предписания, чтобы корабль был строен Кочневым, как равномерно и за построенные Кочневым за вольную на продажу охотно дают лишнюю плату».

Ластовый  (о судах) — малый.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты