КОРАБЛИ МОРСКИХ ГЛУБИН Подводные лодки

Еще не так давно почти во всех книгах о подводном плавании можно было прочитать короткое, ясное и совершенно неверное утверждение: «Первым из первых построил судно, способное погрузиться под воду, голландский монах и врач Корнелиус ван Дреббель в 1615 году». Однако это не так.

«Изобретение» подводного судна сложилось из нескольких этапов различной значимости. Одно дело — строительство лодки, похожей на наши современные подводные корабли, — металлического, винтового судна, движимого механическим двигателем, снабженного перископом и в полном смысле слова способного «плавать под водой».

Другое дело — первые отдаленные попытки человека погрузиться в деревянном суденышке под поверхность воды, с целью продержаться под ней некоторое время, пройдя хотя бы самое небольшое расстояние.

«Лодка» Корнелия ван Дреббеля, конечно, не является ни праматерью наших нынешних «Щук» и «Малюток», ни, тем более, первым подводным судном. Можно уверенно утверждать, что с незапамятных времен люди уже пытались передвигаться на короткие расстояния под водой. Но дошедшие до нас глухие сведения об этих попытках оставляют широкий простор для гадания — идет ли речь о пешем хождении водолазов, или же о первобытных устройствах, напоминающих неуклюжие подводные суденышки.

Во всяком случае известно, что уже за столетие до Дреббеля опытные воины — запорожские казаки — применяли вот какой способ скрытного приближения к противнику: они опрокидывали свои долбленые челны в воде, погружали их под ее поверхность и, пользуясь воздухом, скопившимся в этих своеобразных плавучих «колоколах», двигались под водой, куда им было необходимо. Письменные сведения об этом восходят к 1595 году; однако, безусловно, запорожцы действовали так не первый десяток лет.

На протяжении веков в самых различных частях мира талантливые люди сооружали различные «ныряющие» суденышки; чаще всего это имело своей целью забаву, любопытный опыт. О постройке боевого судна, способного «плавать под водой», никто серьезно не помышлял.

Первый засвидетельствованный документом опыт сооружения такой «лодки» с такой именно целью был предложен в начале XVIII века в Петербурге самородком-изобретателем Ефимом Никоновым.

В 1719 году Никонов подал на имя царя Петра I челобитную, в которой сообщал, что намерен построить «помощью государевых мастеров и собственными своими трудами… к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море в тихое время будет из снаряду разбивать корабли, хотя б десять или двадцать, и для пробы тому судну учинить образец… под потерянием своего живота, ежели будет неугодно…»

Речь шла о «судне подводном», которое могло бы «уходить под воду, под военный корабль, под самое дно…» Оружием такого судна должна была служить пороховая мина, а движителем — весла, выходящие через водонепроницаемые кожаные рукава-манжеты.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты