Корабль — холодильник

Сто с небольшим лет назад, во дни Пушкина, было трудно даже мечтать о том, чтобы человек мог пересылать из края света в его другой край такие скоропортящиеся предметы и продукты, как нежные плоды садов, мясо убитых животных и тому подобное.

Как об удивительном достижении техники, рассказывается в «Евгении Онегине» о перевозках морем из-за границы устриц:

«Что устрицы? Пришли? О радость!»

Летит обжорливая младость

Глотать из раковин морских

Затворниц жирных и живых…»

Но ведь устрицы тогда перевозились в живом виде просто в решетчатых корзинах, опущенных в соленую воду моря за кормой корабля. Доставить же «от цареградских берегов» в Одессу кусок бараньего мяса на шашлык было бы решительно невозможно.

Теперь положение переменилось существенно. При желании мы могли бы без труда отвезти на острова Таити или на Мадагаскар эскимо, изготовленное в Ленинграде. Его вынули бы там из внутренних камер корабля-холодильника; и оно сохранилось бы в них точно таким же холодным на экваторе, каким было под 60-м градусом северной широты.

Теперь человек отлично умеет и достигать большого искусственного охлаждения трюмов и создавать в любом помещении на судне такой климат, какой является для него нужным: прохладный, сухой, влажный, теплый. Хранение масла, молока, мяса на судах-ледниках поставлено на научной основе: оно производится при строго определенной температуре и при точно установленном проценте углекислоты в воздухе.

«Рефрижераторные» суда (от латинского слова «фригор»— «холод») должны иметь просторные грузовые помещения со свободным доступом воздуха. Мясные туши, например, не сложишь в штабель; их приходится подвешивать рядами на крюках. .. Поэтому нужен огромный объем корпуса; плавучие холодильники имеют высокий борт и несколько палуб (есть и четырехпалубные суда).

Топлива расходуется много: кроме главных машин надо привести в действие еще машины холодильные. Значит, выгоднее меньше времени находиться в море; кстати, и количество рейсов в году тогда прибавится. Всё это требует увеличения скорости хода: новые морские «ледники» развивают ход не менее 16 узлов.

А если корабль быстроходен и совершает рейсы по строго определенному расписанию, то еще выгоднее возить на нем не только скоропортящиеся продукты, но и срочный штучный груз и сто или двести пассажиров. Так и строят рефрижераторные суда: наполовину они грузовые, наполовину — пассажирские.

Подобно танкерам, для отражения тепловых солнечных лучей суда-холодильники красят в белый или светлосерый цвет.

На таких кораблях холодные трюмы отделяются от наружного «теплого» мира особой «рубашкой» — стенкой, не пропускающей тепла. Она сооружается из нескольких слоев пробки.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты