Как именно подводная лодка может опускаться под воду и всплывать наверх?

По команде открываются клапаны. Морская вода устремляется в специальные баки, называемые балластными цистернами. Цистерны находятся между наружным и внутренним корпусами подводной лодки. Лодка тяжелеет и «тонет», то есть опускается под воду. Она может быстро погрузиться на дно моря, если глубина невелика, или только скрыться под самой поверхностью воды, — всё зависит от того, сколько принято жидкого балласта.

Если нужно двигаться под водой, то у лодки обычно оставляют самый маленький запас плавучести. Тогда она поддерживается на желаемой глубине при помощи таких же рулей «высоты», какие имеются у каждого самолета. После погружения подводная лодка похожа по своему способу двигаться скорее на самолет или дирижабль, чем на надводный корабль.

Для всплытия на подводной лодке достаточно бывает «переложить» носовые и кормовые горизонтальные рули и выдавить сжатым воздухом воду из балластных цистерн.

Условия работы в глубине моря для нас, привыкших жить и действовать на открытом воздухе, совершенно непривычны. Как только прозвучал сигнал погружения и волны сомкнулись над лодкой, ее экипаж вступает в новый и странный мир.

Слегка увеличенное давление на уши сигнализирует о том, что все отверстия герметически закрыты; при глубоком плавании мы перестаем ощущать движение. В корпусе лодки нет ни одного окна, так как солнечный свет проникает лишь на очень малую глубину, а вода слишком мутна, чтобы пользоваться прожектором. Всё напоминает полет на самолете в плотном тумане, с той разницей, что электрические моторы почти не производят шума. Все обычные средства связи с внешним миром теряются. Управлять лодкой приходится «вслепую», с помощью установленных на них остроумных приборов.

На середине палубы подводной лодки возвышается боевая рубка с мостиком над нею. Замечательным преимуществом этого судна является то, что оно может видеть, само оставаясь невидимым. Глаза подводной лодки укреплены, подобно глазам улиток или крабов, на длинных рогах — трубках. Это «перископы» — стальные выдвижные трубы, снабженные зеркалами и увеличительными линзами. Подводник может обозревать поверхность воды и воздух над ним, выставляя на метр над водой трубку в несколько сантиметров толщиной.

Чтобы познакомиться с внутренним оборудованием лодки, спустимся с мостика через командирский люк внутрь ее. Сначала мы попадем в штурманскую рубку, затем в центральный пост, где работает «мозг» подводной лодки. В этом важнейшем отделении сосредоточено всё управление лодкой: перископы горизонтные и зенитные, штурвалы вертикального и горизонтального рулей, различные приборы, указывающие глубину погружения, определяющие крен и скорость, улавливающие внешние шумы, дающие на электронных экранах изображения подводных, надводных и воздушных предметов.

Как только прозвучит боевая тревога, командир лодки садится в кресло, возле электрифицированного перископа, и управляет вращением его с помощью ножных педалей. Не двигаясь с места, он может обозревать весь горизонт. Приказания передаются по переговорным трубам и по телефону. Красные и зеленые огни вспыхивают на приборных досках — это сигналы гидрофонов, предупреждающих о приближении винтового судна. Они позволяют быстро убрать перископ, который может быть замечен врагами. Атаку же можно производить и вслепую, «по приборам».

Трубы торпедных аппаратов расположены в несколько ярусов вдоль корпуса: в носу и корме. Такое удобное размещение торпедного оружия сначала было введено на русском флоте, по предложению изобретателя Колбасьева. Оно дает возможность вести меткую залповую стрельбу по врагу. Ведь командир подводной лодки находится в тех же выгодных условиях, что и пилот истребителя. Он не целится: он направляет свое оружие на мишень, поворачиваясь на нее вместе со всем кораблем; он одновременно является и стрелком, и дальномерщиком, и штурманом.

Рядом с центральным постом расположена радиорубка, а по обе стороны — жилые помещения, кубрики для рядовых и маленькие каютки для офицеров. Внутри подводной лодки — сложный лабиринт механизмов, поэтому места для жилья команды очень мало. В носу — громоздкие торпедные аппараты и склад запасных торпед. Ближе к корме — дизели, которые вращают гребные винты во время надводного хода. Для подводного хода рядом стоят два электрических двигателя; они вращают те же гребные винты. Электрическую энергию для них запасают в аккумуляторной батарее, которая занимает почти весь нижний «этаж» подводной лодки.

Зачем подводной лодке нужны два типа машин? Ведь это лишняя тяжесть, особенно если вспомнить о свинцовых аккумуляторных батареях.

Оказывается, нефтяные двигатели требуют много воздуха, а под водой воздух нужен для дыхания команды. Дизели в пять минут высосали бы воздух из всех помещений лодки и остановились бы сами. Машины «задохнулись» бы даже на много раньше людей. Электродвигатели же совсем не потребляют столь драгоценного под водой воздуха.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Один комментарий

  1. Статья о довоенных подводных лодках.Производить пуск торпед под углом и использовать дизель под водой к войне уже научились.

Комментарии закрыты