Груз и скорость

Полезная грузоподъемность судна зависит, как это ни странно на первый взгляд, от скорости. Наибольшая грузоподъемность достижима на тихоходном широком судне с «полными обводами». У такого «пузатого» корабля дедвейт составляет примерно три четверти водоизмещения в полном грузу.

Но в наши годы требуется всё более высокая скорость. Ее можно добиться, не увеличивая мощности машин, если заострить форму корпуса. Конечно, это скажется на уменьшении объема трюмов в носу и в корме. Дедвейт, то есть полная грузоподъемность, сократится.

Если же увеличить мощность машин, то возрастет вес механизмов. Рост мощности повлечет за собою также увеличение расхода топлива, утяжеление запаса его. В результате, полезная грузоподъемность тоже уменьшается.

Но оба способа для увеличения хода судна несут не одни только потери. Скоростная перевозка грузов оплачивается выше и, кроме того, увеличивается количество рейсов в году.

Отлично составленный проект судна должен учитывать все эти плюсы и минусы, чтобы достигнуть наилучшего практического результата.

Как определяют, насколько корпус корабля заострен? Для этого служит «коэффициент общей полноты водоизмещения». Это число, которое показывает, насколько водоизмещение нашего судна уменьшено сравнительно с водоизмещением плавающего прямоугольного тела, имеющего ту же длину, ширину и осадку, что и судно. Хороший математик сразу поймет, что, значит, водоизмещение корабля равно длине корпуса, умноженной на его ширину, умноженной на осадку и умноженной еще на коэффициент общей полноты водоизмещения.

Для тихоходного «пузатого» судна, если скорость его ограничить десятью узлами, этот коэффициент может доходить до 0,8. Однако если бы вы захотели сообщить своему кораблю скорость в 13 узлов, заострив нос и корму, то коэффициент сразу же пришлось бы уменьшить до 0,7. При 16 узлах коэффициент должен сократиться уже до 0,6.

Нынешняя наша техника не позволяет увеличивать беспредельно скорость судна, так же как и любой транспортной машины. Для каждого типа судов имеется какой-то свой собственный предел скорости; если его перейти, корабль становится нецелесообразным либо по экономическим соображениям (для торгового флота), либо же по тактическим (для военного флота).

Прежде всего предел скорости корабля ставится его водоизмещением. Скорость зависит от мощности, а более сильные машины весят больше и, конечно, больше отнимают водоизмещения судна. Однако корабль с предельной скоростью уже никому не нужен: как у гоночного автомобиля, у него почти весь вес его уйдет на механизмы и запас горючего. Судно не в состоянии будет ни перевозить груз и пассажиров, ни нести пушки и броню. Технический предел скорости — вещь бесполезная.

Разумные пределы скорости называются «экономическими». Для грузовых судов с дешевым, неспешным грузом он теперь равен 10—13 узлам, для грузо-пассажирских судов на срочных линиях—16—22 узлам и для судов на экспрессных линиях — 25—29 узлам.

Для военных кораблей, как уже говорилось, «тактическим» пределом является скорость свыше 30 узлов (линейные корабли и авианосцы) и даже свыше 40 узлов (эсминцы и торпедные катера).

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты