Грозная морская артилерия

Морская артиллерия Петровских времен отличалась разнообразием. Наиболее тяжелые пушки стреляли ядрами весом по 20 килограммов, а наиболее легкие — ядрами весом в полтора килограмма. Тяжелые пушки размещали на нижней палубе, малые — на верхних палубах, на баке и на юте. По нашим современным меркам трудно назвать эту артиллерию «грозной».

Дистанция артиллерийского боя в полтораста метров в те годы считалась предельной. В цель попадало одно ядро из 10—15. Поэтому для успешного поражения врага приходилось сближаться метров на пятьдесят и бить прямой наводкой.

Впрочем, русские артиллеристы первыми применили на море бомбовую пушку «единорог», изобретенную в 1757 году С. А. Мартыновым. Это было важное усовершенствование, так как в отличие от прежних пушек, стрелявших сплошными ядрами, «единорог» бросал в неприятеля снаряды, начиненные взрывчатым веществом. А они порождали губительные пожары на деревянных кораблях.

Крупные фрегаты оказывались не везде применимыми в условиях заливов Балтики, местами мелководных, изобилующих фиордами, островками и рифами. Поэтому при эскадре держали еще более быстроходные суда — «шнявы». Они имели, при тридцатиметровой длине, по две мачты с прямыми парусами и по 10—18 пушек. Длина шняв в четыре раза превышала их ширину. Понятно, что такие узкие и длинные корабли были более быстроходными.

Рядом с ними плавали еще всевозможные мелкие суда различного назначения: «шмаки», «флейты», «буера», «галиоты», «боты», «бригантины». Шмаки и флейты имели по две мачты с косыми парусами и передний парус-кливер. У буеров тоже были две мачты, но несколько иначе расположенные и с другой парусностью. Бригантины, галиоты и боты являлись обычно одномачтовыми судами; однако сплошь и рядом встречались и суденышки с двумя, даже с тремя мачтами, легкая артиллерия которых была расположена на верхней палубе. Они могли ходить и под парусами, и на веслах и тем не менее тоже именовались бригантинами.

Слово «бригантина» происходит от французского «бриган» — «разбойник». Первоначально они были пиратскими судами.

Продолжали применяться в русском флоте тех дней галеры и малые галеры или «скампавеи» — больше весельные, чем парусные суда.

О буерах интересно добавить, что эти суда составили в свое время у нас целый «Невский флот». По приказу Петра I только в одном 1718 году на берегах Невы было построено полторы сотни буеров. Их роздали бесплатно всяким организациям, дворянам и чиновникам для обучения морскому делу.

Даже при слабом ветре пользоваться на них веслами воспрещалось. По царскому указу все владельцы буеров с полной командой обязаны были являться на «Невские экзерциции», то есть на морские парады и на маневры.

Для ремонта этих буеров на реке Фонтанке действовала в те годы специальная «Партикулярная верфь».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты