ГЛАВНАЯ ОПАСНОСТЬ — В ВОЗДУХЕ!

В дни минувшей войны был интересный случай. Один из линейных кораблей выдержал, пожалуй, самую ожесточенную в истории атаку с воздуха. Сначала на него напали двадцать пикирующих бомбардировщиков. Однако почти все они были сбиты крупной и автоматической противовоздушной артиллерией линейного корабля и прикрывавших его эсминцев.

Спустя полчаса налетела вторая эскадрилья в составе уже сорока торпедоносцев и бомбардировщиков. Только одному из них удалось сбросить торпеду (которая всё же прошла мимо). Остальные самолеты были либо сбиты, либо отогнаны.

Еще через час последовала третья атака. На этот раз действовали двадцать четыре торпедоносца и пикирующих бомбардировщика. Один из самолетов прорвался сквозь завесу огня и сбросил бомбу на палубу. Взрыв повредил орудийную башню. Всего нападающие потеряли в единоборстве с линейным кораблем тридцать три самолета. Корабль вернулся на базу. Так закончилась схватка, счастливая для морского судна.

Противоположный результат мы видим в бою, разыгравшемся в эту же войну в фиордах Норвегии.

Германский линейный корабль «Тирпиц» в течение всей войны укрывался в этих узких, извилистых фиордах. Прятался он там неспроста. После одной из попыток выйти в Баренцово море он получил торпеду, метко пущенную с советской подводной лодки. Торпеда разворотила ему нос, и «Тирпиц» с трудом уполз в норвежские шхеры. Но и там он не был в безопасности. В Альтен-фиорде, когда ремонт корпуса был закончен, на него напали подводные лодки-малютки. Преодолев сетевые заграждения, они подорвали «Тирпица» торпедами. После нового ремонта линейный корабль перевели в глубь другого фиорда. «Уж здесь-то он будет в сохранности!» — думали немцы. Но самолеты нашли притаившегося врага и здесь.

В ясное утро 12 ноября 1944 года над «Тирпицем» внезапно появилось три десятка тяжелых бомбардировщиков. Они по очереди сбросили на линейный корабль бомбы весом по пяти тонн каждая. Последовали три попадания, одно за другим. «Тирпиц» начал окутываться дымом. Столб дыма поднимался всё выше и выше и стал походить на исполинский гриб. Противовоздушная артиллерия на «Тирпице» повела бешеный огонь. Но тридцать пушек не смогли справиться с неожиданно появившимся над головой врагом.

Между тем бомбы продолжали падать еще несколько минут. Загрохотал взрыв огромной силы. Объятый пламенем и клубами черного дыма линейный корабль медленно накренился и потом почти мгновенно перевернулся вверх килем.

Почему в одном случае линейный корабль оказался победителем, а в другом — жертвой при нападении с воздуха? Ведь оба новых линейных корабля имели примерно равные размеры и живучесть.

Ответ прост и ясен. Второй корабль, в отличие от первого, не имел надежной противовоздушной защиты. Гитлеровцы проспали рождение новой морской тактики. Их ничему не научила потеря «Адмирала графа Шпее», «Бисмарка» и «Шарн-горста». «Тирпиц» стоял на якоре в одиночестве, не был прикрыт легкими морскими и воздушными силами. Гигант не имел ни совершенных средств обнаружения врага, ни могучей зенитной артиллерии. И вот результат — гибель в несколько минут!

А на корабле, отразившем нападение чуть ли не сотни самолетов, действовал уже особый пост боевого наблюдения, назначение которого — предварительное обнаружение противника в воздухе и на поверхности воды радиолокаторами для воздушных и надводных целей. Как только враг был обнаружен и опознан радиоглазом, вступили в работу радиолокаторы управления артиллерийским огнем и автоматические наводчики. Это они, а не люди засекли обнаруженные цели, направили на них огонь. Эсминцы и другие корабли прикрытия создали сплошную завесу из разрывов зенитных снарядов, и задача артиллеристов линейного корабля заключалась главным образом в борьбе с одиночными самолетами противника, прорвавшимися на близкую дистанцию. Какой же отпор встретили они здесь?

Огонь по самолетам открывали с палуб корабля двадцать 12-миллиметровых орудий, установленных в десятке вращающихся башен. Эти универсальные пушки выбрасывают 18-килограммовые снаряды на расстояние до шестнадцати километров. Они бьют со скоростью 20 выстрелов в минуту. На средней дистанции вступили в действие двадцать четырехствольные 40-миллиметровые зенитные установки. Скорострельность каждого ствола такой установки — до 140 выстрелов в минуту. Огненный зонт из двухсот разрывов в каждую секунду распустился над кораблем.

Но и это еще не всё. Зенитные пушки-автоматы заполняют, кажется, все сколько-нибудь свободные места на палубах плавучей крепости. И сорок одноствольных 20-миллиметровых установок ближнего боя присоединили свою мощь, чтобы уничтожить и рассеять воздушные силы врага. Стволы этих маленьких пушек за короткие минуты боя раскалялись докрасна.

Как видите, зенитное вооружение каждого современного линейного корабля очень сильно. Какой же ураган должен выдержать нападающий воздушный враг — и пусть даже многочисленный! — если вспомнить, что линейные корабли в море находятся не в одиночестве, а идут в составе крупного соединения авианосцев, конвоируемые со всех сторон эсминцами.

Еще так недавно многие специалисты оспаривали (который раз в истории флотов!) смысл сооружения линейных кораблей. Они предлагали заменить дорогие и уязвимые плавучие крепости бомбардировочными самолетами.

Но теперь уже никто не противопоставляет авиацию и авианосцы линейным кораблям. Опыт второй мировой войны показал, что нужны и линейные корабли, а не только авианосцы; необходима именно неразрывная комбинация боевых кораблей всех классов.

Эсминцы и крейсеры разыскивают врага и охраняют свои главные силы; морская авиация наносит внезапные и тяжелые удары, а линейные корабли своей могучей артиллерией решают исход боя.

Ведь линейный корабль не только «бьет» сильнее, чем любой другой; он в то же время выносливее всех других на ответные удары. И если его считать судном, обреченным в жертву торпеде и бомбе, то что ж думать тогда о крейсере, авианосце, эсминце и эскортном корабле, которые не могут выдержать и десятой доли таких ударов?

Современный линейный корабль является потомком корабля боевой линии парусной эпохи, так же как крейсер является потомком фрегата. Его назначение — сражаться в числе кораблей его класса. Удалите линейный корабль из состава действующего флота — и ценность флота станет ничтожной при встрече с более мощными кораблями врага. Флот, потерявший свои линейные корабли, не способен довести до полного завершения возложенные на него активные задачи. Такой флот принужден будет уступить театр военных действий своему противнику, обладающему линейными кораблями, перейти к пассивной обороне и к второстепенным задачам, а его легкие силы, крейсеры и авианосцы, окажутся обреченными на уничтожение.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты