ГИГАНТЫ МОРЯ

После Цусимы нередко говорили: «Новый» линейный корабль — это позвоночный хребет морского флота. Это наиболее сложная боевая машина, когда-либо построенная человеком».

Эти слова справедливы и в применении к плавучей крепости наших дней.

Чтобы лучше оценить сложность этой «боевой машины», сравним ее с наземной береговой крепостью.

На суше нетрудно возвести броневые стены любой толщины и мощи, заложить какие угодно фундаменты, установить, сколько требуется самых сверхсильных пушек, на любую глубину зарыть погреба для снарядов.

Совсем иное дело — на море. Плавучая крепость — корабль — может поднять только определенную тяжесть. Если придать ему слишком тяжелую броню, он откажется нести машины и котлы. Если сделать огромные машины, запаса плову-чести не хватит на большие пушки. При недостаточно мощных (легких) механизмах окажется недостаточной скорость. Для достаточно мощных — нужен огромный запас топлива и пресной воды. Как совместить всё это?

Инженеры знают, что такую задачу легче решать, когда корпус очень велик; но и тут всему есть предел. Строя линейный корабль, обязательно приходится жертвовать чем-либо: или силой его огня, или скоростью хода, или мощью броневой защиты. Помочь конструктору в этом деле могут в какой-то степени механики и металлурги: они изготовляют всё более легкие и мощные машины, отливают более прочные и легкие сорта стали. Но их помощь всегда ограничена; задача конструктора остается крайне трудной.

Линейный корабль должен драться с самыми могучими кораблями врага и побеждать их. Поэтому тяжелые пушки и крепкая броня для него важнее всего другого. Если уж жертвовать чем-нибудь, так лучше скоростью хода. А ежели желательно придать кораблю и хороший ход и способность к далекому плаванию без пополнения запасов на базах, приходится увеличивать его размеры.

Чем больше корабль, тем он живучее, мощнее, устойчивее и быстроходнее. Большой корабль труднее потопить. На него можно установить более толстую броню, самые мощные пушки. Огромный корпус очень тяжел, и раскачать его волне труднее. Значит, с него можно более метко стрелять. А почему большой корабль в море быстроходнее малого? Потому, что более длинный корпус лучше рассекает воду. На него удается установить более выносливые, более тяжелые машины. Гигантские корабли меньше теряют скорость в бурную погоду (отличная мореходность!). И надо добавить, что, чем больше корабль, тем он независимее от берега, от земли. Он может взять больше топлива и совершать далекие плавания.

Всё было бы хорошо. Но длина крупнейших линейных кораблей достигает уже 270 метров. Дальнейшее увеличение размеров их, и особенно увеличение ширины корпуса, встречает непреодолимые технические затруднения при постройке. Гигантскими кораблями трудно управлять в узкостях, проливах и гаванях,—они едва входят в каналы, шлюзы, сухие доки и порты. Немногие причалы годятся для таких левиафанов. Вот почему шестьдесят тысяч тонн водоизмещения и являются для линейных кораблей тем пределом, который пока не решается переступить ни одна морская держава. Из чего же составляется эта огромная величина — шестьдесят тысяч тонн?

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты