Галионы и другие суда

Во второй половине XVI века был создан еще один тип парусно-гребного корабля — галион. На нем весла играли уже меньшую роль: гребцы работали лишь при отсутствии ветра. Галионы были мореходнее галеасов и ходили быстрее их.

Корабли теперь получили несколько палуб — «деков», стали «двухдечными» и «трехдечными»; с высоты верхней палубы уже нельзя было орудовать вручную якорями; для их подъема пришлось изобрести особые приспособления — ворота. К концу XVI столетия в Испании появились даже семипалубные галионы-гиганты. Один из них, как передают современники, имел водоизмещение в 1600 тонн, 50 метров в длину, 14 метров в ширину и осадку до 8 метров.

Число типов морских кораблей росло — появились марсельяны, барки, тартаны. У всех у них были высокие и всё выше растущие оконечности. Все они были тихоходны; в шторм их разворачивало по ветру, и волны настигали их сзади, а не встречали спереди. Капитан бодрствовал высоко над кормой: отсюда, с высшей точки корпуса, ему был хорошо виден весь корабль.

В ту же эпоху в странах Атлантического побережья Европы, особенно в Португалии, Франции и Голландии, тоже начали строить чисто парусные корабли — «каракки». Вместительные, но не очень поворотливые и быстроходные, они еще раз утвердили первенство паруса над веслом.

Каракки достигали иногда солидных размеров: французская «Шаранта» имела водоизмещение в 2000 тонн, несла 200 человек экипажа. Бывали попытки соорудить суда и еще более крупные, но они обычно кончались аварией. Это и естественно: все работы велись «на глазок»; никаких математических расчетов, никаких чертежей не существовало. Всё держалось на памяти и опыте мастера. Науки кораблестроения еще не было. Поэтому новые суда, не похожие на предыдущие, нередко оказывались чрезмерно высокобортными, валкими. Они черпали в бурю воду и погибали.

Начиная с XIII века, европейцы стали пользоваться древним китайским изобретением — компасом. Он будто открыл глаза мореплавателям. Руководимые железной намагниченной стрелкой, укрепленной на остром шпеньке, больше не считаясь с близостью берега, во все концы устремились корабли дальнего плавания.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты