Этапы строительства судна

Когда хотят сшить платье, его предварительно выкраивают. Полотнища материи надо превратить в одежду человека, не испортив ничего, не переделывая ее по десять раз.

А теперь вообразите себе предмет, вещь, стоимость которой равна десяткам и сотням миллионов рублей. Представьте себе ясно, что материал, из которого он делается, не поддается перекройке и переделке: это твердейшая сталь, чугун, медь и алюминий.

Примите в расчет, что готовое изделие должно состоять из десятков тысяч частей — от огромных, как целые железнодорожные вагоны конструкций, до тончащих винтиков и шестеренок, каких не найдешь даже и внутри дамских часиков. От каждой такой шестеренки, от того, как она пригнана к другим, будет зависеть жизнь сотен людей. Неполадка в одной части приведет к тому, что остальные окажутся непригодными.

Для такой работы нужны сверхточные «выкройки». С составления таких выкроек-чертежей и начинается жизнь современного судна.

Чертежей этих — тысячи.

Сотни специалистов вычерчивают корабль целиком и каждую из его неисчислимых деталей.

В то же время множество конструкторов и вычислителей рассчитывают заблаговременно и вес, и прочность, и сроки службы каждого болта, каждой заклепки, любого куска дерева, металла или пластмассы, какие понадобятся рождающемуся на свет кораблю.

Всё это должно быть взято на учет, записано, высчитано и нарисовано задолго до самой постройки. Современное судно строится не так, как во времена Одиссея-Улисса, — не одним человеком и не в одном месте. Строит его промышленность всей страны; только собирают его из готовых уже частей на какой-то одной из верфей.

Начиная проектировать судно, инженеры прежде всего определяют его основные размеры — длину, ширину, осадку. Затем сейчас же выбирают для него форму корпуса.

Форма корпуса судна — далеко не пустяк и не мелочь. Измените ее — изменится сопротивление воды на ходу. Станет другим сопротивление — иной будет скорость. Если она возросла, — можно поставить менее мощные двигатели. Упала скорость — необходимо увеличивать силу машин, а значит, и вес, и объем, и расположение помещений. Форма корпуса корабля влияет на всё.

Вслед за тем строители «подсчитывают водоизмещение». Корабля еще нет, а его точный вес давно установлен. Корабль заранее взвешен, со всем оборудованием, с механизмами, вооружением, со снарядами и минами, с людьми экипажа, и даже с теми матросскими чемоданами, которые они принесут на борт корабля. Он поплывет со всем этим, не погружаясь в воду глубже назначенной черты. Осадка его при этом грузе будет точно такой, какой ее хотят видеть строители.

Вычисляют и важнейшее качество его — остойчивость. Становится заранее известно, как будет судно вести себя при 6 и при 10-балльном ветре, при бортовой и килевой качке. Но остойчивость важно знать не только для плавания в штиль и в мирной обстановке. Надо рассчитать ее и на все возможные чрезвычайные случаи.

Военно-морское ведомство хочет заранее знать, что случится с кораблем, если в него попадут два четырехсотмиллиметровых снаряда. А если по какой-либо причине образуется брешь в борту ниже или выше ватерлинии? А если судно после взрыва бомбы зальет сверху бурным потоком воды?

Строители обязаны ответить на все эти вопросы.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты