Экспресс будущего

Пока корабль идет с небольшой скоростью, сопротивление воды возникает главным образом от трения водяных частиц о днище и борта судна. Волны, которые поднимает он на ходу, не играют при этом заметной роли.

Но дело сразу меняется, как только корабль помчится полным ходом. Уже при 22 узлах сопротивление, которое возникает при образовании волн, достигает той же величины, что и сопротивление от трения, а затем оно становится преобладающим. На тридцатиузловом ходу три четверти мощности своих машин судно расходует на образование разбегающихся в стороны водяных валов.

Стоит запомнить, что из этих двух основных видов сопротивления воды только с волновым можно бороться, совершенствуя форму корпуса. Сопротивление от трения зависит от размеров поверхности подводной части судна и от его скорости. Форма корпуса тут почти что ни при чем.

Это не значит, конечно, что вовсе нельзя повоевать с трением воды. Хитроумно сокращая и «зализывая» смоченную поверхность корпуса, конструкторы и здесь добиваются некоторых успехов.

Размышляя над тем, как сделать корабль более «выгодным», как получить от него возможно большую пользу на работе, инженеры нашли два пути к этой цели.

· 
Во-первых, можно стараться всячески улучшить и усилить машины корабля, не отяжеляя их при этом, — дело не легкое, но выполнимое. Им заняты механики-машиностроители.

· 
Во-вторых, отчего бы не попытаться придать самому корпусу наиболее удачную форму — самую лучшую из возможных! Эту задачу должны решать конструкторы: им надлежит при этом не только повторять ту работу, которую когда-то ощупью произвела природа, постепенно улучшая и приспособляя к быстрому движению форму многих рыб, но и далеко перегнать ее; у нынешних быстроходных судов скорость далеко не «рыбья»!

Еще совсем недавно инженеры предпочитали совершенствовать механизмы; казалось, что за счет изменения формы корпуса многого не добьешься. Но в наши годы математический расчет и опыты в бассейнах указали на такие доселе невиданные формы, которые намного уменьшают сопротивление воды.

Благодаря форме, добиваясь той же, заранее намеченной скорости, можно применить менее мощные (а значит, и более легкие) машины. Следовательно, удастся уже не только сберечь горючее, но и увеличить полезную грузоподъемность судна, то есть осуществить самую заветную мечту каждого корабельщика.

В будущем, несомненно, удастся построить замечательно экономичные быстроходные корабли, которые при водоизмещении всего в 16 000 тонн повезут до четырех тысяч пассажиров со скоростью в 40 узлов. Мощность главных механизмов такого экспресса составит не больше 120 000 лошадиных сил. («Королева Елизавета» сейчас, при 200 000 лошадиных сил, на борту везет только 8 000 пассажиров со скоростью в 29 узлов.) Как же удастся конструкторам достигнуть столь поразительного успеха?

Мы уже говорили, что на волнообразование современный скороход, развивая 30 узлов, расходует три четверти всей мощности двигателей. Значит, чтобы сократить трату топлива и еще больше увеличить скорость хода, надо уменьшить вредные искусственные волны.

Это вполне осуществимо, если вместо одного массивного корпуса корабля построить два узких, но особой формы.

Возьмите модель обычного быстроходного судна и разрежьте ее вдоль, по средней линии (по диаметральной плоскости, как говорят строители). Если затем вы установите обе половинки корпуса рядом на некотором расстоянии, но выпуклыми бортами внутрь (плоской стенкой разреза наружу), то и получите первое представление о чудесной форме двухкорпус-ного корабля будущего.

Иными словами, внутри корабля надо создать бездонный тоннель самой совершенной обтекаемой формы. Благодаря плоским внешним бортам наружные волны от носа и середины корпуса при движении судна возникнуть никак не смогут, а носовые волны, создаваемые внутренними выпуклыми бортами, сразу же, сталкиваясь, взаимно уничтожатся. И лишь повышенный уровень воды в носовой части тоннеля незначительно увеличит сопротивление от трения. Зато ускорится движение воды в «трубе»: станет наилучшим, прямоструйным. Длинные узкие корпуса прямо начнут резать воду, не отбрасывая ее в стороны, и корабль заскользит в родной стихии наподобие гигантских скользких саней.

Двухкорпусный корабль будущего будет иметь огромную ширину палуб (тоннель вдвое шире каждого из корпусов) и, значит, наибольший полезный объем пассажирских помещений. Его сверхлегкие надстройки удивительно обтекаемые, закругленные; встречный ветер не сможет так сильно давить на корабль. Даже крылья капитанского мостика — и те будут выдвижными. В открытом море их станут прятать в надстройку. Стеклянная крыша покроет надстройку вместе со всеми алюминиевыми шлюпками (каждая из них может принять 150 человек, но весит только 3 тонны), садом-оранжереей, спортплощадками и бассейном для плавания на «открытом» воздухе.

Да, это будет необычайно остойчивый корабль, почти совсем свободный от боковой или килевой качки. Его главные механизмы — могучие, но очень легкие газовые турбины, не нуждающиеся в котлах, холодильниках, фильтрах, паропроводах, помпах и опреснителях, — станут вращать две пары гребных винтов.

Возможно, днища быстроходных океанских кораблей будут строить совершенно плоскими, с прямоугольной кромкой «скулы». Специальные компрессоры погонят сжатый воздух под днище, и тогда пузырьки газа, направляемые вертикальными наружными боковыми килями, окажутся весьма полезной «смазкой». Таким образом удастся уменьшить также и трение о «смоченную поверхность корпуса» корабля.

Скоростная моторная лодка-глиссер, в отличие от глубокосидящего парохода, не разгоняет воду и не разбрасывает ее по сторонам. Понятно, что, «научив» крупные корабли скользить по поверхности воды подобно торпедным катерам, можно будет сэкономить расход топлива раза в два или же в полтора раза увеличить скорость движения.

Правда, нельзя скользить по высоким морским волнам в бурю. Плоскодонные мелкосидящие корабли смогут двигаться лишь по спокойной поверхности моря, по заливам, вдоль морского побережья, например Кавказа или Крыма, или по великим рекам нашей страны. Но какие же это будут быстр-ходные плавучие экспрессы!

Первый в мире такой опыт был сделан у нас, в России. Огромная лодка на 120 пассажиров курсировала между курортами Черноморского побережья. Она имела два корпуса, соединенных между собой мостом-надстройкой. Этот необычайный глиссер был построен из текстолита и особой фанеры, скелет (набор) состоял из стальных труб. Четыре мотора и два гребных винта гнали глиссер-экспресс со скоростью до семидесяти километров в час.

Отличная идея. Только в будущем следует соединить оба корпуса лодки большим авиационным крылом. Внутри толстого крыла должны быть установлены мощные авиационные газовые турбины и воздушные винты.

Широкое крыло стотонной дюралюминиевой лодки на полном ходу будет поддерживаться напором встречного воздуха. Это значит, что только одна десятая доля веса гигантской лодки будет опираться на воду. Этот глиссер будущего одновременно и поплывет, и полетит со скоростью свыше ста километров в час. Такими будут пассажирские суда нашего завтра.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты