Другие первые подлодки

Сохранившиеся в архиве бумаги говорят нам о ряде наших соотечественников, мечтавших плавать под водой. Среди них «города Кременчуг мещанин Раводановский», первым в мире додумавшийся до размещения водяного балласта вне прочного корпуса подводного судна; петербургский изобретатель Торгованов, предложивший лодку своей конструкции в 1820 году; и, наконец, Казимир Черновский — таинственный узник Петропавловской и Шлиссельбургской крепостей, — опередивший всех в мысли строить металлические подводные лодки сигарообразной формы, применив обмен воздуха с помощью шланга, маскировочную окраску и другое.

Однако в те мрачные для России годы только одному новатору посчастливилось увидеть свой замысел осуществленным. Это был генерал инженерных войск Александр Андреевич Шильдер.

Он изобрел систему морской минной обороны, в которой впервые применялся электрический ток. Его подводные мины присоединялись к проводам; когда с берега замечали вражеский корабль, плывший под заграждением, включали ток и… корабль тонул от подводного взрыва.

Совершенствуя свое изобретение, Шильдер решил, что хорошо бы было «электрифицированную» мину сделать подвижной, превратить ее в наступательное оружие. А для этого необходимо было создать подводное судно — «миноносец».

И вот на Александровском заводе в Петербурге из металлических листов склепали невиданное сооружение. Лодка имела две башенки с люками и две трубки, которые могли убираться внутрь корпуса. Передняя трубка, с помощью отражательных стекол, позволяла командиру осматривать поверхность моря, а вторая — служила для вентиляции. Подводное судно получило перископ и ручной механический вентилятор.

Впервые идею современных перископов подводных лодок высказал М. В. Ломоносов. Он построил «горизонтоскоп» — оптический прибор для обозрения окружающей местности из закрытого помещения.

Четыре особых «ребка» — каждый из двух лопастей — створок, складывавшихся при обратном ходе подобно лапкам утки, приводились в движение матросами. Лодка Шильдера развивала скорость — 400 метров в час. По мысли изобретателя, лодка должна незаметно подплыть к борту неприятельского корабля и вонзить в дерево маленький гарпун, свободно сидящий на ее длинном бушприте. Вместе с гарпуном у борта корабля оставалась и пороховая мина, подвешенная на канате. А лодка давала задний ход, — уходила на безопасное расстояние. Затем командир нажимал на кнопку, и электрический ток по размотанному проводу взрывал мину.

В 1834 году готовую лодку испытали на Неве. Успех был полный; лодка по желанию погружалась и всплывала; только скорость хода ее оказалась слишком малой. Всё же Шильдер нашел выход. Он предложил доставлять маленькую лодку к месту атаки в особом понтоне. Это была первая в мире «матка» подводных лодок. Трюм шильдеровского понтона всегда был наполнен водой и представлял собой как бы ванну, в которой плавала лодка. Паровой катер должен был подводить «матку» поближе к неприятелю, и тогда лодка уже покидала свое убежище…

По заказу военного ведомства, Шильдер построил вторую лодку меньших размеров. Ее можно было перевозить по дороге с помощью всего шести лошадей. Впервые на подводную лодку в 1838 году официальным приказом был назначен командир — мичман Жмелев — первый русский офицер-подводник.

Новую подводную лодку успешно испытали на Ладожском озере. Во время одного погружения случилось несчастье, однако без человеческих жертв.

Невежественные и косные чиновники, не понимавшие ценности нового русского изобретения, воспользовались этим случаем, чтобы убедить Николая I отказать в дальнейшей поддержке «чудаку генералу», как они за глаза называли Шильдера. Лодка была разобрана на лом.

В 1863 году русское морское министерство получило проект огромной по тому времени подводной лодки водоизмещением в 360 тонн и длиной в 35 метров. Автором проекта был неизвестный ранее художник-фотограф И. Ф. Александровский. Над своим изобретением он работал около тридцати лет.

Пневматическая машина, работавшая при давлении сжатого воздуха в сто атмосфер, вращала гребные винты. Две мины составляли вооружение этой лодки. Мины были соединены между собой тросом и закреплялись снаружи корпуса. Освобожденные мины должны были всплывать и с обоих бортов охватывать дно вражеского корабля. Электрический ток, переданный по проводам, взрывал мины…

Лодка была построена и выдержала несколько испытаний. В 1871 году испробовали крепость ее корпуса. Герметически закупоренную лодку без экипажа погрузили на глубину двадцати пяти метров. Лодка выдержала. Но когда ее снова опустили на 30 метров, корпус сдал, судно заполнилось водой и затонуло.

И. Ф. Александровский первый в мире построил лодку большого водоизмещения, рассчитанную на экипаж в 23 человека. Ему принадлежит мысль применять сжатый воздух для продувания балластных цистерн при спешном всплытии судна. Теперь это стало обычным способом на подводных лодках всего мира.

И. Ф. Александровский также изобрел и построил первую в мире самодвижущуюся подводную мину — торпеду.

Большой вклад в развитие подводного кораблестроения внес талантливый русский конструктор С. К. Джевецкий. Около сорока лет своей жизни он посвятил проектированию подводных лодок и различных механизмов для них. Его первая лодка имела в длину всего 4 метра с винтом, приводившимся в движение ногами одного человека, представлявшего весь «экипаж». Длина второй лодки была увеличена до 6 метров, команда доведена до четырех человек. На этой подводной лодке были установлены 2 минных аппарата.

По решению морского министерства построили 50 таких лодок Джевецкого, и этот первый в мире подводный флот в течение нескольких лет плавал на Кронштадтском рейде.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты