Достройка судна у причальной стенки

Тут она простоит еще много времени. Здесь могучий плавучий кран по частям установит на ней орудийные башни с их грузными пушками; спустят в недра железное сердце — машины и котлы. Затем она обрастет сложными надстройками, поднимет в небо мачты и трубы и примерно через год после спуска, оторвавшись от стенки, пойдет на первый в ее жизни экзамен на испытания в море. .. Новый корабль родился!

Испытания военного корабля, понятно, сложнее, чем те, которым подвергается торговое судно. Ведь помимо необходимости установить, как ведет себя корабль в море, насколько велика его быстроходность, маневренность, остойчивость, — тут надо выяснить еще качество артиллерии. Нужно определить, что будет происходить с кораблем при затоплении разных отсеков. Инженеры должны знать, каковы будут поворотливость, качка, скорость хода и в тех случаях, когда судно примет в себя, скажем, пять или шесть тысяч тонн воды. Словом, корабль должен выдержать самый строгий экзамен.

Испытания скорости производят на «мерной миле», на определенном, точно отмеренном, участке моря, границы которого заранее отмечают большими буями или створами. Гигантский корабль гоняют по этой миле много раз, стремясь выяснить среднюю скорость его при неодинаковой мощности механизмов, при разном расходе топлива. Наконец, устраивают испытания и на наивысшую скорость, чтобы определить, на что способен корабль — экзаменующийся гигант, если в боевой обстановке от него требуется короткий «прыжок», недолговременное, но полное напряжение сил!

Далее экзамен продолжается уже в открытом море, на глубокой воде. Здесь испытуемый показывает себя на протяжении многих часов; ему устраивают суточные пробеги, и при том на полной скорости. Ведь важно знать не только величину, но и выносливость машин. Ходовые испытания продолжаются месяц и больше.

В разных флотах их проводят по-разному. Некоторые корабли ставят при этом удивительные рекорды скорости; однако иногда это объясняется просто: во время испытаний они несут еще не всю броню и не полное снаряжение.

Случается, что, когда линейный корабль дает впервые полный бортовой залп из орудий главного калибра, корпус плохо выдерживает возникающие при этом огромные напряжения. В таком случае плавучую крепость приходится срочно возвращать на завод для ремонта и даже для частичной перестройки.

А затем всё начинается сначала: махину опять гоняют на полной скорости, проверяют способность останавливаться на всем бегу, скорость при заднем ходе. «Вопросы», которые задают испытуемому профессора, настолько разнообразны, что перечислить их здесь все нет возможности. Пожалуй, экзаменаторы не испытывают корабль только по единственному «предмету» (хотя как раз по самому важному), — как будет выдерживать он настоящие бомбы, сокрушительный огонь вражеских кораблей в подлинном смертельном бою? Узнать это заранее, увы, невозможно! И вот, когда все испытания закончены и самые строгие члены правительственной приемной комиссии поставили кандидату если не 5, то хоть 4 с плюсом, только теперь корабль переходит из рук строителей в состав военно-морского флота. Но работа его творцов и тут еще не завершена.

Еще на стадии строительства будущий личный состав корабля знакомится со своим гигантским морским конем. Офицеры изучают всю совокупность судна; механики осваивают его машины. В последний год постройки многие офицеры бывают на заводе почти ежедневно. Артиллеристы свыкаются заранее с новой боевой техникой, изучают конструкцию погребов боезапаса, автоматических устройств. Корабль выглядит безжизненным в этот последний период, до окончательной сдачи командованию флотом. Его окраска еще пестра, пушки закрыты брезентом, везде леса. Но постепенно всё приходит в нормальный вид, и вот он перед нами во всей своей красе и мощи!

Теперь на борт прибывает экипаж во главе с командиром. Делаются последние указания строителям, происходит размещение людей. Идет погрузка снаряжения и расстановка оборудования; тысячи деталей и бытовых предметов находят предназначенное им место. Эта работа продолжается тоже много дней. Она устраняет мелкие неполадки. Производится пополнение запаса горючего в цистернах. Налаживается идеальный порядок. Убирают последние строительные приспособления. Начинается погрузка боезапасов с баржей и колесного транспорта.

В мирное время — это ограниченное количество снарядов; но в военное — грузится полный комплект. Такая погрузка — сложная и опасная работа; ведь снаряды главного калибра весят свыше тонны, и малейшая неосторожность может повлечь за собой беду.

Другие баржи подходят к кораблю с самым разным грузом, включая огромные запасы продовольствия.

Наконец всё сделано. Огромный и прекрасный новый корабль отходит от стенки завода, который создал его. Строители прощаются со своим детищем; они желают ему долгой полезной службы на благо Родине.

Так прошел корабль общий всем могучим кораблям путь от чертежной доски до почетной службы в боевом строю на страже морских дорог и рубежей Родины.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты