Что такое остойчивость

Море штормует. Корабль, точно детскую игрушку, швыряет из стороны в сторону. Нос его то зарывается в пену, то повисает над мутно-зеленой пропастью. Волны бросаются на него со всех направлений. Кажется, ничего нельзя понять в их сумасшедшей пляске.

Нельзя, но необходимо понять! Строители судов и плаватели на них давно разобрались и подсчитали математически каждое движение волны.

Качка судов разделяется ими на бортовую, килевую и вертикальную.

Вот судно погружает в пену то один, то другой борт. Это бортовая качка.

Вот поочередно проваливаются в гигантские водяные лощины то нос, то корма. Это качка килевая.

Вот, наконец, могучая рука моря, как на громадном лифте, прямо поднимает весь корпус корабля вверх, чтобы затем опустить его так же прямо в бездну между валами. Это вертикальная качка.

Или другое: по всему видимому простору океана ряды за рядами бегут вдаль необозримо громадные, округлые, без пенных гребней валы. На них пароход несколько успокаивается, зато парусники, с их тяжелыми высокими мачтами, качаются, как маятники: это мертвая зыбь, постоянный враг моряков, свидетель того, что раз выведенное из покоя ветром море долго не может прийти в себя.

Что может быть важнее для моряка, чем точное знание характера судна? Чем быстроходнее это судно, тем длина его больше, по отношению к ширине, тем труднее создать прочный корабль. А нынешние наши суда намного длиннее и уже пузатых, почти круглых судов «деревянно-парусного» времени. Как обстоит дело с их остойчивостью? Как способны они сопротивляться причудам разбушевавшихся волн?

Моряки отвергают слово «устойчивость»: оно кажется связанным с чрезмерно «земным», «твердым» понятием «устой». Они предпочитают говорить: «остойчивость». Нет оснований отвергать этот чисто морской и кораблестроительный термин.

Остойчивость — это способность корабля хранить равновесие; возвращаться после того, как его перестало кренить, в нормальное положение; это свойство куклы ваньки-встаньки. Только «ванька-встанька» здесь плавучий и может весить десятки тысяч тонн…

Русскому ученому обязан мир «Новой теорией качки кораблей» и практическими способами по борьбе с ее тяжелыми последствиями. Имя этого крупнейшего математика, астронома и моряка, гордости науки и русского кораблестроения — Алексей Николаевич Крылов. Он сумел впервые разложить на простейшие элементы и хаотическую пляску волн, и сложные движения корабля и научил людей предвидеть любой возможный случай. Теория корабля в значительной степени создана в нашей стране им и его учениками.

Спрашивается, — почему такая яростная война объявлена качке? Ведь настоящие «просоленные» моряки любят свирепую пляску валов; это написано во всех романах.

Но корабли, суда — терпеть ее не могут, и по серьезным основаниям.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты