Броненосцы

Они появились вместе с веком, когда паровая машина произвела большие перемены и во внешнем облике, и в конструкции боевого корабля. Но долго еще поршневая машина на военном флоте оставалась лишь вспомогательным двигателем, помощницей парусов.

Мы знаем теперь, что первый в мире пароход, который действительно плавал по морю, за пределами гавани и реки, была «Елизавета», построенная в 1815 году в Петербурге. А вскоре после этого события появились и боевые паровые корабли.

Сначала они были задуманы, как истребители парусников, способные нагонять их во время штиля. Так как при длительном преследовании они всё время подвергались продольному огню с носа, то разрушению у них подвергалась главным образом эта часть. Переднюю оконечность корпуса стали поэтому строить очень прочной; появилась также сильная носовая переборка. Это и был первый намек на броню.

В Синопском бою русские моряки-парусники уничтожили весь, тоже парусный и деревянный, турецкий флот. Это была победа артиллеристов, которая поразила весь мир. Наши черноморские корабли были вооружены новыми, «бомбическими» орудиями. Эти пушки, впервые примененные здесь, выбрасывали бомбы не высоко в воздух, как старые «единороги», а прямо в цель и на большем расстоянии.

Бомбические пушки в Синопском сражении успешно зажигали и топили деревянные корабли. Стало ясно, — дереву и парусу отошло свое время!

Механик Чистяков, строитель первых русских пароходов, еще в 1824 году выдвинул мысль построить железный боевой корабль, прикрытый броней. Однако изобретателя не поддержали, и первые бронированные суда появились лишь через четверть века не в России, а во Франции.

Французы не решились свои плавучие батареи строить из железа. Французские канонерки по-прежнему имели деревянный борт, только прикрытый 100-миллиметровыми железными плитами. Они не отличались особой мореходностью и скоростью хода (только 4 узла!), и поэтому для участия в Крымской войне первые «броненосцы» пришлось доставить в Черное море на буксире. Легко понять, что эти корабли действительной боевой мощи почти не имели, а лишь представляли собой как бы ответ на вызов русских артиллеристов, создавших бомбические пушки. Как бы то ни было, с середины XIX века начинается жестокая борьба между пушкой и броней. Не кончилась она и сегодня.

Опытные артиллерийские стрельбы доказали, что бронированные деревянные корабли могут выдерживать любые удары тогдашних самых тяжелых снарядов.

Казалось бы, дело сделано, вопрос решен. Не тут-то было. Всему помехой были громадные колеса тогдашних кораблей. Бронировать их не представлялось возможным (ведь они занимали всю высоту надводного борта), а при отсутствии брони на них теряла смысл защита всего остального корпуса.

Однако задержка оказалась только временной. Бронированный корпус должен был вот-вот появиться. Он и возник, как только выяснилось, что новому разрывному снаряду деревянное судно сопротивляться не может. После того как новинка техники, паровая машина, освободила корабль от необходимости нести на себе тяжелый, хрупкий и легко поражаемый огнем врага рангоут — нагромождение мачт, вант, рей и снастей, — гребной винт избавил его и от не менее уязвимого органа — бортового колеса.

Первую русскую железную бронированную лодку «Опыт» построили в 1861 году. У нее было одно, а не двойное дно, весьма тонкая броня и еще гладкоствольные орудия. Железные плиты прикрывали лишь борта в средней части корпуса; оконечности судна были не защищены.

Вскоре на Балтике плавали уже крупные железные бронированные лодки — «Первенец», «Не тронь меня» и «Кремль».

По проекту Н. А. Арцеулова в Петербурге построили еще десять таких кораблей. В связи со смертью этого выдающегося русского инженера, управляющий Морским министерством писал: «Памяти сего достойного судостроителя мы обязаны состоянием броненосного судостроения в России, и в особенности возможностью успешно вести постройку башенных лодок!»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты