А что будет завтра?

Турбина — отличное «сердце» корабля. Великолепен и дизель. Однако, как мы видели, и они имеют пороки. Нельзя ли в одном двигателе соединить достоинства их обоих, а от недостатков освободиться? Нельзя ли устроить турбину, но такую, для которой бы, как для дизеля, не нужно ни запаса воды, ни котлов, ни конденсаторов, ни паропроводов? Это было бы замечательно!

Мечтать так — значит, подумать о газовой турбине; о таком двигателе, где горючее сжигалось бы внутри самой машины, как в дизеле, а струя газов ударяла бы в лопатки вращающегося ротора, как у турбины.

В 1897 году П. Д. Кузьминский, строитель первой судовой паровой турбины, создал и первую модель газовой турбины. Но лишь в наши дни, трудами советского ученого В. М. Маковского, разработавшего научную основу для таких двигателей, это давнее изобретение было закреплено и усовершенствовано.

Газовая турбина куда сложнее паровой. У двигателя в 2 000 лошадиных сил имеется двадцатиступенчатый компрессор, нагнетатель воздуха, и восьмиступенчатый ротор — вращаемая часть самой турбины. У газовой турбины двенадцать камер горения, каждая по метру длиной. Чтобы запустить ее, требуется сжатый воздух, но можно применить и стартовый электромотор, либо маленький вспомогательный дизель.

Газовая турбина глотает громадное количество воздуха. Достаточно сказать, что две трети всей ее мощности затрачивается на нагнетание этого воздуха.

Далеко не весь этот воздух смешивается с топливом и образует горючую смесь. Излишек его охлаждает раскаленные газы, чтобы они не пережгли лопаток турбины. Дело в том, что сейчас еще не созданы достаточно жаростойкие сплавы, из которых можно было бы делать эти лопатки, не боясь расплавить их в огненной струе газов. Но чем более стойкие материалы употреблять, тем выгоднее становится турбина. Сейчас газовая турбина действует не хуже паровой, а когда найдут возможность безбоязненно повышать температуру газов до 1000°, турбина сделается самым совершенным тепловым двигателем. Тогда она будет в полтора раза экономичнее самого лучшего дизель-мотора.

Газовая турбина легка, она втрое легче всякого другого двигателя. Этот двигатель будущего невелик по объему. Поршневые машины работают толчками, трясут и расшатывают корпус корабля, а турбина вращается плавно, не вызывая никаких сотрясений.

Сейчас газовая турбина переживает свое младенчество; придет время, и она также заменит на судах дизель-моторы и паровые двигатели, как недавно паровая турбина вытеснила с быстроходных кораблей старую поршневую машину.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты