250 000 ЛОШАДИНЫХ СИЛ

Повышение скорости хода современных линкоров потребовало огромного увеличения силы их механизмов. Мощность главных паровых турбин доведена в настоящее время до четверти миллиона лошадиных сил.

Постройка столь быстроходных четырехвинтовых гигантов оказалась возможной лишь при использовании самых последних достижений науки и техники. Паровые котлы, например, работают теперь при давлении в 40 атмосфер; перегретый пар, производимый ими, настолько горяч, что если бы паропроводные трубы не были окутаны изоляцией, они светились бы в темноте тусклокрасной полосой раскаленного металла!

Пятнадцать тысяч вентилей этой грандиозной плавучей паровой станции причудливо раскрашены в разные цвета; не будь этого, — их бы всё время путали. Новичков здесь так и учат: «Закройте красные и откройте желтые». Для питания котлов мощные машины приготовляют в сутки 300 тонн пресной воды.

Машинные помещения любого корабля изумляют каждого, кто первый раз спустился в это царство двигателей. Одни их размеры подавляют. А когда вспомнишь, что вся эта сложнейшая машина может выйти из строя из-за какого-нибудь испортившегося подшипника или ослабленного на секунду болта, то невольно проникаешься уважением к тем механикам, которые понимают эти хитроумные механизмы и управляют ими.

Любая крупная машина удивительна. Но когда она стоит на корабле, способном раскачиваться, «клевать носом» в бешеной пляске волн, испытывать самые неожиданные перемещения и толчки, а в довершение всего еще выдерживает сокрушительные сотрясения от ударов противника, тогда эта машина поистине чудесна.

При искусственной тяге, которая принята сейчас на всех боевых кораблях, всё в машинном отделении зависит от работы вентиляторов. Воздух в кочегарках находится под повышенным давлением; помещение поэтому изолировано от наружной атмосферы шлюзом — коридором с двойными дверьми. Надо при проходе сначала закрыть одну дверь и уже потом открывать вторую. Если открыть обе двери одновременно, то воздух устремится в коридор, тяга в котле станет обратной и в кочегарку хлынет огонь, сжигая на пути всё живое.

Вообразите же героическую работу машинной команды в бою. Подвиги моряков-механиков и кочегаров беспримерны; их самоотверженность и выдержка в бою всегда вызывают преклонение.

Во время войн эти люди на нашем флоте ухитрялись творить чудеса, бессменно работая у машин, выжимая добавочную скорость из кораблей, которые, казалось, не были в состоянии дать ее. Скорость приносила победу или позволяла вывернуться из трудного положения.

Появление нефтяного топлива явилось своеобразной вехой в развитии боевого корабля. Нефть не загрязняет корабля. Ее легко перекачивать по трубам в топливные цистерны — бункера.

Угольная бункеровка была раньше действительно одной из самых тяжелых и неприятных работ. Пыль и грязь покрывали каждый метр корабля, проникали в жилые помещения. Приходилось каждый раз делать после этого генеральную чистку корабля. А сейчас механики могут ходить по кочегаркам в белой одежде. Пополнение запасов топлива легко производится на ходу в открытом море, во время плавания: стоит только прикомандировать к боевому соединению танкер.

Жидкое топливо на флоте дало много ценных преимуществ кораблям. Между прочим, оно подарило им более постоянную скорость — важнейшее тактическое качество.

Количество кочегаров при нефтяном отоплении, естественно, меньше, чем при угольном. Механическое распыление струи нефти заменяет ручную шуровку угля.

Крупнейшие линейные корабли принимают на борт до десяти тысяч тонн нефти. При крейсерской скорости в 15 узлов этого громадного запаса топлива вполне достаточно для перехода на расстояние в 25 тысяч миль, — иначе говоря, на таком корабле можно совершить кругосветное плавание, ни разу не пополнив цистерн!

Это не каприз строителей. Такая огромная дальность плавания существенно необходима сейчас. Если в недавнем прошлом линейные корабли использовались только для борьбы с главными силами неприятельского флота, для блокады, для прикрытия высадки десанта и для бомбардировки крепостей, то во вторую мировую войну линейные корабли получили огромное значение и там,  где раньше действовали лишь

крейсеры да подводные лодки, то есть на океанских путях сообщения, в открытом море. Они начали принимать на себя задачи старинных каперов — грозы для вражеской морской торговли.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты